Предлагаемый компакт-диск посвящен сочинениям одного из самых ярких и
своеобразных русских музыкантов 1-й половины 20-го века - Самуила Евгеньевича
Фейнберга (1890-1962).
Композитор, пианист, создатель и глава пианистической школы, музыкальный
исследователь-мыслитель, Фейнберг во всех этих областях сказал свое новаторское
слово.
Взгляды Фейнберга на сочинительство имеют специфические особенности: главной
задачей композитор ставит открытие до сих пор неведомого, непознанного. Все
различные компоненты сочинения: форма, гармония, интонационно-мелодический
строй, фактура играют вспомогательную роль для создания этого единственного
яркого, нового, только что появившегося образа. Порой всё его сочинение - только
постепенная подготовка и накопление различных элементов, которые, соединившись
все вместе, становятся выражением задуманной музыкальной идеи.
Своеобразие этого метода проявилось уже в ранних произведениях Фейнберга.
ЧЕТЫРЕ ПРЕЛЮДИИ соч.8 (посвящены Н.С.Жиляеву) были сочинены в начале 20-х годов
и впервые опубликованы в 1926 г.
Все прелюдии совершенно различны по образам, однако в характере экспрессии
каждой из них есть родственные черты, позволяющие мыслить весь цикл как единое
целое. Близкая Фейнбергу идея срастания отдельных элементов в коде наиболее ярко
выражена во Второй и Четвертой прелюдиях.
Еще ярче своеобразие композиторского мышления Фейнберга выразилось в одной из
самых известных его сонат - ШЕСТОЙ СОНАТЕ соч.13 (1923 г.). Она имеет эпиграф из
философского сочинения О. Шпенглера "Закат Европы": "Ужасны символы
быстротекущего времени, день и ночь звучащего ударами курантов бесчисленных
башен Западной Европы. Вот, может быть, страшнейшее выражение того, на что
способно историческое чувство бытия Мира".
В 30-е годы, когда О.Шпенглер был объявлен в СССР идеологом фашизма, такой
эпиграф мог стоить автору сонаты свободы и даже жизни. Фейнберг снимает
шпенглеровский эпиграф и находит очень близкий ему по настроению новый - из
стихотворения Ф.Тютчева "Бессонница":
Часов однообразный бой -
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому как совесть!
Сонатную форму Фейнберг трактует предельно свободно. Все основные темы
экспонируются уже в первом небольшом построении, играющем роль пролога. Здесь и
стержневая "роковая" лейттема курантов, и противопоставленные ей две темы - суть
две ипостаси человеческого существа - его неустойчивости, внутренней
дисгармонии, раздвоенности и - с другой стороны - способности к богоборческому
противостоянию.
Замечательный по настроению и колориту эпизод боя часов играет роль затишья
перед бурей. Изумительная по красоте и образной ёмкости кода - эпилог сонаты -
один из самых ярких примеров поразительных творческих откровений композитора.
Путь, пройденный Фейнбергом от крайних, близких в экспрессионизму
мировоззренческих позиций, свойственных первому периоду творчества композитора,
к обретению общей объединяющей идеи, к восприятию мира как высшей гармонии всего
сущего нашел свое убедительное завершение в ТРЕТЬЕМ КОНЦЕРТЕ для фортепиано с
оркестром соч.44 (1947 г.). Масштабность проблематики, по значимости не только
не уступающая, но, пожалуй, даже превосходящая самые смелые идейные концепции
произведений первого периода творчества, вылилась в Третьем Концерте в ясной,
обновлённой, тяготеющей к классической форме.
Драматургический принцип объединяющей идеи традиционно присущ русскому
симфонизму. И то, что Фейнберг пришел к нему на вершине своего духовного и
художнического пути, не случайно. Все его творчество взросло на русской
национальной музыкальной традиции и связано с ней разными нитями. Если в первых
своих сочинениях Фейнберг был близок к скрябинскому направлению, то в последних
- особенно в Одиннадцатой сонате, Втором и Третьем концертах - продолжает линию
Чайковского и Рахманинова.
Виктор БУНИН
© Classical
Records
|