Хорошо темперированный клавир - знаменитые сборники,
известные каждому музыканту и любителю музыки, - одна из высочайших вершин
творчества Иоганна Себастьяна Баха. Первая часть создана в 1722 году в Кетене,
вторая - в 1744 году в Лейпциге. Каждая из частей включает 24 прелюдии и фуги во
всех мажорных и минорных тональностях, расположенных по ступеням хроматической
гаммы.
Музыка прелюдий и фуг проникнута возвышенным гуманизмом. Человеческие чувства,
страсти, философские размышления нашли отражение в этих объединенных общим
планом и вместе с тем разнообразных полифонических пьесах.
"Здесь вы найдете, - писал А.Г.Рубинштейн, - фуги религиозного, героического,
меланхолического, величественного, жалобного, юмористического, пасторального,
драматического характера; в одном только они сходны - в красоте. И к тому же
прелюдии - прелесть, совершенство, разнообразие которых просто изумительно".
("Музыка и ее представители").
В трех-, четырех- и пятиголосных контрапунктических построениях Бах сохраняет
самостоятельность каждого голоса. Форма фуги синтезирует отдельные мелодические
линии.
Прелюдии, предваряющие фуги, часто не менее их значительны по содержанию. Они
написаны в более свободном стиле, как введение к строгим очертаниям
контрапунктического развития фуг. Некоторые прелюдии по своей полифонической
сложности не уступают фугам, но очень часто они носят характер импровизации или
свободного лирического высказывания.
Огромно значение прелюдий и фуг "Хорошо темперированного клавира" в дальнейшем
развитии музыкальной культуры.
В этих вдохновенных произведениях заключена не только тайна музыкальной
мудрости. Самый стиль их фортепианного изложения до наших дней сохраняет
разнообразнейшие возможности для самого тонкого и совершенного исполнения и
является примером подлинно жизненной виртуозности.
Бах по-новому использует возможности современных ему клавишных инструментов -
клавикорда и клавесина. Многие из произведений "Хорошо темперированного
клавира", по своему звучанию приближающиеся к хоровым и оркестровым ансамблям
или передающие нежность человеческого голоса, требуют самой живой и действенной
фразировки.
Во времена Баха было принято писать музыку в тональностях с небольшим
количеством знаков при ключе. Тональности с большим числом диезов или бемолей
требовали особо тщательной и ровной настройки. Создавая прелюдии и фуги в 24-х
мажорных и минорных тональностях, Бах утвердил таким образом входивший тогда в
употребление строй равномерной темперации (настройки) с делением октавы на 12
равных полутоновых интервалов. Отсюда и название цикла - "Хорошо темперированный
клавир". Возможно, что целью Баха было показать также особую индивидуальную
окрашенность каждой тональности. Так, например, трудно представить себе легкую и
изящную фугу до диез мажор первой части в какой-либо другой тональности с
меньшим количеством диезов или в до мажоре.
"Хорошо темперированный клавир" не был издан при жизни Баха. Поэтому много труда
было затрачено на восстановление первоначального текста и освобождение
подлинника от позднейших добавлений и искажений. Впервые проверенный текст
прелюдий и фуг с приложением всех имевшихся к тому времени вариантов вышел из
печати в пятидесятых годах прошлого столетия (XIX - прим. ред.) под редакцией
Кролля в издании "Баховского общества". Некоторые дополнительные исправления
были позднее сделаны Бишофом в восьмидесятых годах.
Прелюдии и фуги "Хорошо темперированного клавира", как и вся музыка Баха,
представляют собой не только образцы высокой художественно ценности, но живое,
волнующее искусство, которое до сих пор находит широкий отклик у всех людей,
любящих музыку.
С.Фейнберг.
С юных лет и до последних дней музыка И.С.Баха была
неизменным спутником С.Е.Фейнберга. Его исполнительским дебютом, состоявшимся в
феврале 1914 года в Москве, в зале Синодального училища (ныне Рахманиновский зал
Московской консерватории), было исполнение двух томов "Хорошо темперированного
клавира". И далее, в течение долгой концертной жизни Фейнберг неоднократно играл
как "Хорошо темперированный клавир", так и большинство других клавирных
сочинений Баха.
Проблема стиля исполнения сочинений Баха имеет долгую историю: споры, как нужно
играть Баха, как играл свою музыку сам композитор, не утихают по сей день, да,
наверное, не утихнут никогда. Одни исполнители в поисках максимального
приближения к стилю эпохи используют на рояле регистровые принципы управления
звуком, свойственные органно-клавирному стилю. Они стараются добиться
безупречной звуковой ровности в пределах одного эпизода и мгновенной смены
звучности при переходе к другому, полной метрической точности, часто
отказываются от употребления педали и выделения голосов.
Другие считают, что старинную музыку нужно играть на старинных инструментах,
изучают свидетельства современников об особенностях исполнительского искусства
того времени.
Фейнберг ставит вопрос по-иному: "Как использовал бы сам гениальный композитор
достоинства современного рояля? Возможно, что, ознакомившись с особенностями
наших инструментов, автор "Хорошо темперированного клавира" совсем не одобрил бы
реставрационно-музейных тенденций". Признавая все же правомерность этих
тенденций и уместность применения "орнаментальных" трактовок для токкатообразных
пьес и эпизодов, восторгаясь отдельными удачами выдающихся исполнителей на этом
пути (В.Ландовская), Фейнберг тем не менее решительно выступает за
полножизненный метод трактовки Баха, метод, в полную силу использующий
богатейшие возможности современного рояля - его звуковую мощь, гибкость и
экспрессию динамики.
На этом пути Фейнбергу удалось достигнуть предельной выразительности исполнения.
Ему удается выразить речевую экспрессию музыки Баха за счет тончайших тембровых
и динамических нюансов, окрашивающих не только каждый голос, каждую фразу, но
порой даже каждую ноту.
Большая ритмическая свобода (особенно в трактовках каденций) обосновывалась
Фейнбергом, во-первых, ее исключительной выразительностью, а во-вторых,
отсутствием веских оснований считать, что Бах совсем не пользовался этим родом
экспрессии. При этом Фейнберг подчеркивал, что "полножизненный", полный
экспрессии стиль исполнения Баха требует особого творческого такта, умения
удержаться в рамках, допустимых вкусом и стилем, что исполнение полифонии Баха -
прежде всего система тончайших оттенков. И он владел этим арсеналом средств в
совершенстве: он, как никто другой, мог придать музыке "особые приметы" через
деталь - будь то характерная модуляция, штрих, динамический оттенок во фразе или
нюанс в движении. В своеобразии этих всегда крайне выразительных деталей - одна
из причин, почему игру Фейнберга не спутаешь ни с какой другой.
Отсутствие в интерпретациях Фейнберга привычных канонов порой отпугивало от него
ревнителей "прописных законов". Его исполнение больше говорит тонкому знатоку и
непредубежденному любителю, чем умеренному приверженцу традиции. Это - известная
примета новаторского творчества, но будущее всегда принадлежит ему.
Подтверждением этого служит глубоко духовное, живое искусство Фейнберга, которое
не только не стареет, но, наоборот, становится все свежее и моложе в наше время.
Виктор Бунин
Самуил Евгеньевич Фейнберг родился в 1890 году в Одессе. В
1894 семья переехала в Москву. Его уникальная одаренность обнаружила себя
достаточно рано. Самуил Евгеньевич учился музыке у Александра Федоровича Йенсена,
а позднее - у профессора Александра Борисовича Гольденвейзера, встреча с которым
стала поворотным моментом в творческой судьбе Фейнберга. Великолепный педагог,
выдающийся пианист, он открывает юному ученику секреты мастерства и глубокого
понимания классической музыки. В то же время молодой музыкант берет уроки
композиции у Н.С.Жиляева (первые свои опусы он написал еще в одиннадцатилетнем
возрасте, и они уже тогда привлекли к себе внимание знатоков.).
В 1911 году Самуил Евгеньевич окончил Московскую консерваторию, подготовив к
выступлению сверх программы все 48 прелюдий и фуг Баха из "Хорошо
темперированного клавира". Даже для Московской консерватории это было сенсацией.
После объявления Первой мировой войны Самуил Евгеньевич был призван в армию, но
вскоре заболел брюшным тифом и был демобилизован в 1915 году. В том же году он
дает цикл концертов, продолжает увлеченно заниматься композицией. Впоследствии
его сонаты, романсы, концерты для фортепиано с оркестром, благодаря их
неповторимому своеобразию и яркости, получили известность не только в России, но
и за рубежом.
В 1922 году С.Е.Фейнберг становится профессором Московской консерватории. За
долгие годы педагогической работы он создал свою школу пианизма, отмеченную
особой виртуозностью, и вырастил целую плеяду прекрасных музыкантов: Виктор
Мержанов, Нина Емельянова, Владимир Натансон, Людмила Рощина, Зинаида Игнатьева,
Виктор Бунин и многие другие. В консерваторском классе, где преподавал Самуил
Евгеньевич, висит мемориальная доска в его честь.
Не будет преувеличением сказать, что Самуил Евгеньевич Фейнберг - один из самых
значительных и тонких пианистов XX века. Его концерты всегда вызывали огромный
интерес у любителей музыки. Глубина и тонкость, мудрость, эмоциональная сила,
благородство, поразительное мастерство делали неповторимым каждое выступление
этого гениального художника. В 1925 году он с успехом выступает на фестивале в
Венеции. Затем - гастроли в Германии: Берлин, Лейпциг, Гамбург...
Вот отрывок из статьи известного критика того времени Евгения Браудо ("Правда",
1927 год, "Советские музыканты в Германии"):
"...Блестящая беглость Фейнберга и очень высокая музыкальность произвели на
немецкую публику, привыкшую к менее сложному и выразительному пианизму,
впечатление чего-то небывало свежего..."
Феноменальная музыкальная память Фейнберга вошла в поговорку. Он знал наизусть и
мог сыграть по просьбе слушателей практически любые фортепианные произведения
Баха, Бетховена, Шопена, Шумана, Скрябина.
Он - первый исполнитель многих произведений современных советских композиторов -
Прокофьева, Мясковского, Анатолия Александрова...
Перу С.Е.Фейнберга принадлежат несколько уникальных теоретических трудов: книга
"Судьба музыкальной формы" ("Советский композитор , М., 1984), монография
"Пианизм как искусство" ("Музыка", М., 1965, 1969), ставших настольными книгами
многих музыкантов.
Самуил Евгеньевич Фейнберг скончался 22 октября 1962 года.
© Classical
Records
|