Самуил Евгеньевич Фейнберг родился в 1890 году в Одессе. В 1894 семья переехала в Москву. Его уникальная одаренность обнаружила себя достаточно рано. Самуил Евгеньевич учился музыке у Александра Федоровича Йенсена, а позднее - у профессора Александра Борисовича Гольденвейзера, встреча с которым стала поворотным моментом в творческой судьбе Фейнберга. Великолепный педагог, выдающийся пианист, он открывает юному ученику секреты мастерства и глубокого понимания классической музыки. В то же время молодой музыкант берет уроки композиции у Н.С.Жиляева (первые свои опусы он написал еще в одиннадцатилетнем возрасте, и они уже тогда привлекли к себе внимание знатоков).
В 1911 году Самуил Евгеньевич окончил Московскую консерваторию, подготовив к выступлению сверх программы все 48 прелюдий и фуг Баха из "Хорошо темперированного клавира". Даже для Московской консерватории это было сенсацией.
После объявления Первой мировой войны Самуил Евгеньевич был призван в армию, но вскоре заболел брюшным тифом и был демобилизован в 1915 году. В том же году он дает цикл концертов, продолжает увлеченно заниматься композицией. Впоследствии его сонаты, романсы, концерты для фортепиано с оркестром, благодаря их неповторимому своеобразию и яркости, получили известность не только в России, но и за рубежом.
В 1922 году С.Е.Фейнберг становится профессором Московской консерватории. За долгие годы педагогической работы он создал свою школу пианизма, отмеченную особой виртуозностью, и вырастил целую плеяду прекрасных музыкантов: Виктор Мержанов, Нина Емельянова, Владимир Натансон, Людмила Рощина, Зинаида Игнатьева, Виктор Бунин и многие другие. В консерваторском классе, где преподавал Самуил Евгеньевич, висит мемориальная доска в его честь.
Не будет преувеличением сказать, что Самуил Евгеньевич Фейнберг - один из самых значительных пианистов XX века. Его концерты всегда вызывали огромный интерес у любителей музыки. Глубина и тонкость, мудрость, эмоциональная сила, благородство, поразительное мастерство делали неповторимым каждое выступление этого гениального художника.
В 1925 году он с успехом выступает на фестивале в Венеции. Затем - гастроли в Германии: Берлин, Лейпциг, Гамбург...
Вот отрывок из статьи известного критика того времени Евгения Браудо ("Правда", 1927 год, "Советские музыканты в Германии"):
"...Блестящая беглость Фейнберга и очень высокая музыкальность произвели на немецкую публику, привыкшую к менее сложному и выразительному пианизму, впечатление чего-то небывало свежего..."
Феноменальная музыкальная память Фейнберга вошла в поговорку. Он знал наизусть и мог сыграть по просьбе слушателей практически любые фортепианные произведения Баха, Бетховена, Шопена, Шумана, Скрябина.
Он - первый исполнитель многих произведений современных советских композиторов - Прокофьева, Мясковского, Анатолия Александрова...
Перу С.Е.Фейнберга принадлежат несколько уникальных теоретических трудов: книга "Судьба музыкальной формы" ("Советский композитор, Москва, 1984), монография "Пианизм как искусство" ("Музыка", Москва, 1965, 1969), ставших настольными книгами многих музыкантов.
Самуил Евгеньевич Фейнберг скончался 22 октября 1962 года.
“Фейнбергом двигало постоянное стремление отвоевать у природы новую, тщательно скрытую в ее недрах красоту,” - пишет о нем Виктор Бунин, его ученик, пианист, педагог, исследователь творчества Самуила Евгеньевича Фейнберга, автор интереснейших книг о нем. - “Проникнуть в самые сокровенные тайны музыки ему помогали феноменальный врожденный музыкальный дар, беспредельная любовь и преданность музыке, а также непредвзятость творческих установок, нестандартность мышления и колоссальная работоспособность.
По существу, во всех сферах своей музыкальной деятельности он был новатором, хотя к новаторству как таковому никогда не стремился...
Перед Фейнбергом никогда не стояло чисто внешних задач. Его честность в искусстве (как и в жизни) была абсолютной. Это качество сообщило его искусству огромную силу убедительности и вместе с тем предопределило его аристократичность...
...Тот, кто сумеет проникнуть в мир этого необычного художника, отбросив балласт привычных канонов, сумеет довериться полету его воображения и последовать за ним, - тот будет щедро вознагражден глубоким, тонким и чистым искусством, лишенным и тени позы.”
(Цитируется по книге Виктора Бунина “Самуил Евгеньевич Фейнберг. Жизнь и творчество”. Москва, “Музыка”, 1999 )