Валерий Евгеньевич Тараканов родился в 1934 году в
семье ученых-медиков. Учился на механико-математическом факультете Московского
Государственного университета. В 1956 г. блестяще закончил МГУ, получив диплом с
отличием; затем учился в аспирантуре Математического института Академии наук
СССР, а после ее окончания в 1961 г. начал работать в том же институте. Сейчас
он – ведущий научный сотрудник, доктор наук, автор нескольких монографий и более
чем 150 научных работ по математике. Параллельно он обучался музыке в
Музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова. Впоследствии В. Тараканов
совершенствовался под руководством таких прославленных мастеров, как Андрей
Волконский, Эдуард Хагагортян и Эдисон Денисов. Большую роль в творческом
становлении композитора сыграл его брат, известный ученый-музыковед Михаил
Евгеньевич Тараканов. Другим человеком, оказавшим заметное влияние на
формирование творческой личности В. Тараканова, был его наставник в научной
деятельности, видный ученый-математик, академик И. Шафаревич. По признанию
самого композитора, И. Шафаревич во многом развил в нем логическое мышление,
помогающее чувствовать и выстраивать музыкальную форму.
Имя и творчество Валерия Тараканова широко известно. Его музыка звучит в лучших
концертных залах Москвы и других городов России, в программах ведущих
радиостанций. Среди наиболее известных сочинений В. Тараканова – опера "Антоний
и Клеопатра", "Всенощное бдение", "Литургия", скрипичный и виолончельный
концерты. Его произведения исполняют крупнейшие российские музыканты. С 1995
года В. Тараканов – член Союза композиторов России.
Музыка Валерия Тараканова, яркая и выразительная, искренняя и тонкая,
необыкновенно талантливая, никого не может оставить равноКонцерт-барокко для
скрипки и струнного оркестра (соч.17, 1977г.)
В этом трехчастном концерте автор применяет и активно развивает на современном
музыкальном материале целый ряд композиционных и инструментальных приемов,
характерных для творчества мастеров первой половины XVIII века - эпохи барокко.
Концерт неоднократно звучал на концертной эстраде, в частности, на фестивале
"Панорама музыки России", посвященном 40-летию Союза композиторов России
(2000г.). Он входит в репертуар ряда известных исполнителей.
"Времена года" (соч.24-bis, 2003) - оркестровая версия более раннего камерного
сочинения. Впервые была исполнена в Москве 12 ноября 2004 М.Уткиным и камерным
оркестром “Кантилена”под управлением А.Истомина. Традиционная тема переживания
человеком сменяющихся периодов годичного круга раскрывается в последовательности
четырех характерных пьес, посвященных четырем временам года.
"Весна" – это бурное кипение пробуждающихся от зимнего сна молодых сил природы,
ломающих все преграды на своем пути. Эпиграф к этой пьесе взят из Е.
Баратынского:
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Подъятый ею лед!
"Лето" – ноктюрн. На фоне наступившего природного изобилия,
на фоне ночного пейзажа разворачивается любовная сцена. Слышится то нежное
объяснение, то горячее признание, то страстный порыв, то робкий шепот
влюбленных. Эпиграфом к пьесе служат строки А. А. Фета:
Люди спят; мой друг, пойдем в тенистый сад.
Люди спят; одни лишь звезды к нам глядят.
"Осень" – интермеццо. Печальный, исполненный щемящей грусти
образ угасающей природы, ее последнего, прощального цветения, навеянный стихами
А. Н. Майкова:
Мой сад с каждым днем увядает,
Помят он, поломан и пуст…
"Зима" – непрерывное движение. Картина разыгравшейся метели,
переходящей в подлинную снежную бурю. Пьесе предпосланы строки А. С. Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
Михаил Уткин родился в 1952 году в Вильнюсе. С 1959 года учился в ЦМШ
при Московской консерватории им. П. И. Чайковского (класс С. Т. Кальянова). В
1970-1975 г. учился в Московской консерватории в классе профессора
М.Л.Ростроповича, позднее у С.Т.Кальянова. После окончания консерватории учился
в аспирантуре у С.Т.Кальянова. Победитель Международного радиоконкурса
"Концертино-Прага" (1967), лауреат II премии Международного конкурса в Льеже в
составе Струнного квартета Московской консерватории (1972). С 1974 года М. Уткин
- участник известного в России и за рубежом ансамбля "Московское трио". Со
своими коллегами по трио пианистом А. Бондурянским и скрипачом В. Ивановым М.
Уткин завоевал I премию на Международном фестивале "Интерфорум" в Будапеште, а в
следующем, 1976 - Золотую медаль имени М. Равеля на фестивале "Музыкальный май".
Концертная деятельность Михаила Уткина насыщенна и разнообразна. Он выступает
как солист, играет с симфоническими оркестрами. Высокую оценку прессы получило
его исполнение Концерта № 2 Шостаковича с "Гевандхаус-оркестром" под управлением
Курта Мазура. Наряду с этим, играет в составе "Московского трио"; многочисленные
радиозаписи, грампластинки и компакт-диски, выступления на престижных
европейских и мировых фестивалях, концертные туры в Италии, Франции, Германии,
Ирландии, Финляндии, Испании, Португалии, Бразилии, Аргентине и США создали
Михаилу Уткину широкую известность.
Еще в годы учебы виолончелиста привлекали новые произведения, он был первым
исполнителем ряда пьес отечественных композиторов. Позднее его связала
творческая дружба с композиторами Александром Чайковским и Кареном Хачатуряном.
С 1978 г. начинает преподавательскую деятельность в Московской консерватории.
Его воспитанники успешно работают теперь в оркестрах и ансамблях, преподают.
Даже прервав педагогическую работу и сосредоточившись на концертной
деятельности, М. Уткин продолжает вести мастер-классы и семинары в России,
Германии, Швейцарии, Финляндии и США.
С 1990 г. - солист Московской Государственной филармонии. Им сделано множество
записей, как сольных, так и ансамблевых.
Творчество М.Уткина получило высокую оценку. С 1994 г. он - Народный артист
России. В 1996 М.Уткин и его коллеги по “Московскому трио” награждены Премией
Правительства Москвы в области литературы и искусства. М.Уткин удостоен
множества других важных наград.
Александр Тростянский родился в 1972 году в семье музыкантов. Первым
педагогом был отец, Б.П. Тростянский. Затем учился в ССМШ при Новосибирской
консерватории (класс профессора М.Б. Либермана), позднее в Московской
консерватории и аспирантуре у профессора И.В. Бочковой.
Лауреат Международных конкурсов "Premio Paganini" (Генуя), "Centre d'Arts" (Орфорд,
Канада), "Ф. Шуберт и музыка XX века" (Грац), им. П.И. Чайковского (Москва).
Участвовал в фестивалях "Московская осень", "Декабрьские вечера", "Musik im
Michel" (Hamburg) и других. По приглашению Радио-1 осуществил ряд фондовых
записей. Записал CD на фирмах "Chandos", "Dowani", "Egan Records", "Naxos".
Участник ансамбля солистов Московской филармонии "Романтик-трио" (1996-1998).
География выступлений артиста обширна: города России, ближнего зарубежья, а
также Великобритания, Германия, Италия, Канада, Люксембург, Македония, Польша,
Словения, США, Турция, Франция, Чехия, Швейцария. Выступал в Больших залах
Московской консерватории и Санкт-Петербургской филармонии, Concerten
Congresgebouw de Doelen, Jurria-anse Zaal (Роттердам, Голландия), Linbury Studio
Theatre, Covent Garden (Лондон), Goetheanum (Dornach, Швейцария), Kravis
Performing Arts Center (West Palm Beach), Schoenberg Hall (Лос-Анджелес), Herbst
Theatre (Сан-Франциско), Weill Hall at Carnegie Hall (Нью-Йорк).
Сотрудничает с такими музыкантами, как А. Рудин, А. Любимов, Ю. Туровский, А.
Мельников, Н.Трулль, Д.Шаповалов, Е.Петров. С 1997 Александр преподаёт в
Московской Государственной консерватории. С 2002 г. также преподаёт на
Факультете Исполнительства на Исторических Инструментах Московской
консерватории. Постоянно проводит мастер-классы в городах России и за рубежом
(Канада, Великобритания, Ю. Корея, Казахстан). В качестве куратора приглашён в
Кировский областной колледж искусств.
Владислав Булахов окончил в 1984 году Российскую Академию Музыки им.
Гнесиных как скрипач. С 1983 года работал во вновь созданном Новом Московском
камерном оркестре под руководством И. Жукова. Десятилетний опыт этой работы и
интенсивные занятия с отцом - профессиональным дирижером - стали основой
создания оркестра "Времена года”.
Для творческого почерка В. Булахова характерны убедительный, четкий и
пластически ясный жест, естественный темперамент, умение выявить каждый голос
музыкальной партитуры.Знание специфики струнных инструментов помогает ему
добиваться удивительного разнообразия в звучании оркестра, выразительной
артикуляции штрихов, кажущейся бесконечной шкалы динамических градаций. Бережное
отношение дирижера к авторскому тексту, тщательность в отделке деталей
проявляется в единстве с уверенным ощущением архитектоники музыкального целого.
Сегодня за дирижерским пультом оркестра "Времена года" Владислав Булахов с
одинаковым мастерством интерпретирует музыку разных эпох и стилей. Умение быстро
и качественно разучивать новые произведения, периодическое появление в камерных
программах симфонических сочинений, организаторская сила и трудолюбие создают
перспективу интересного творческого будущего этого музыканта.
© Classical
Records
|