В бесконечной преданности музыке нахожу смысл моей жизни.
В. А. Федотов.
Имя выдающегося представителя ленинградской-петербургской культуры - дирижера,
Народного артиста России, профессора В. А. Федотова известно и любимо ценителями
музыки во всем мире.
Восемнадцатилетним юношей поступив в "родной" Академический Театр оперы и балета
им. С. М. Кирова (Мариинский театр), он служил ему страстно, преданно, любовно
без малого 50 лет, пройдя путь от музыканта сценического оркестра до ведущего
дирижера театра; будучи главным дирижером в 1975-76 гг., он до конца жизни
оставался за пультом любимого театра.
В 1963 г. В. Федотов дебютировал как дирижер, исполнив оперу Бизе "Кармен" без
партитуры, наизусть. Традицию исполнения концертных программ и спектаклей
наизусть Виктор Андреевич сохранил на протяжении всей своей творческой
деятельности.
Вскоре последовали балеты "Жизель", "Золушка", все балеты П. И. Чайковского. А
далее - оперы М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Ж. Бизе, Р.
Вагнера, Дж. Верди, Н. А. Римского-Корсакова, Д. В. Шебалина, В. А. Успенского;
балеты А. К. Глазунова, Л. Ф. Минкуса, Б. В. Асафьева, С. С. Прокофьева, Р. М.
Глиэра, М. З. Яруллина, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, А. П. Петрова,
других современных композиторов. В репертуаре В. Федотова свыше 60 названий опер
и балетов, поставленных в Мариинском театре.
В. Федотов ежегодно гастролировал. Вначале - первые послевоенные четырехмесячные
гастроли Кировского (Мариинского) театра в США - Канаде в 1964 г. Впоследствии
В. Федотов гастролировал и с театром, и как приглашенный дирижер. Он стоял за
пультом всех ведущих театров мира. В "Земпер Опере" в Дрездене руководил
постановкой балетов "Лебединое озеро" и "Ромео и Джульетта". В 1967 г. с
оркестром Дрезденской Государственной Капеллы ставил оперу "Евгений Онегин"
(солисты - Владимир Атлантов, Борис Штоколов, Ирина Богачева). На протяжении
многих лет был музыкальным руководителем и дирижером ряда спектаклей в "Ковент
Гарден" в Лондоне, Гранд Опера в Париже, Королевском театре оперы и балета в
Стокгольме, в Новом театре в Токио (первом государственном музыкальном театре в
Японии).
В. Федотов постоянно дирижировал симфоническими концертами в Ленинграде -
Петербурге, в городах СССР и за рубежом. Часто играл с прославленным оркестром
Ленинградской филармонии, а также с такими оркестрами, как Оркестр Королевского
театра "Ковент Гарден", Лондонский Симфонический оркестр, Лондонский
Филармонический оркестр, Оркестр Венского театра, Барселонский "Лисео", "Гевандхауз"
в Лейпциге, японский оркестр NHK, Токийский филармонический оркестр и многие
другие. Ежегодно принимал участие в ленинградской "Музыкальной весне", возродил
в Мариинском театре давнюю традицию симфонических концертов, проведя концерт,
посвященный столетнему юбилею С. В. Рахманинова.
О его искусстве восторженно отзывались как отечественные, так и зарубежные
музыкальные критики. "Высокое мастерство Виктора Федотова во владении оркестром
и изумительное слияние с музыкантами… стало наглядным уроком того, как надо
дирижировать спектаклями", - писала Санди Телеграф. "Для знатока Чайковского
возможность услышать, как прочтена Виктором Федотовым партитура "Спящей
красавицы", представляет удовольствие чрезвычайно редкое и поистине
захватывающее", - отмечала Дейли Телеграф. "Оркестр под управлением В. Федотова,
с его точным и широким жестом, с редкой прозрачностью передал все очарование
музыки Римского-Корсакова", - таков отзыв газеты "Пуэри-эхо" на постановку оперы
Н. А. Римского-Корсакова "Царская невеста". С восхищением отзывался о В.
Федотове композитор А. Петров. О совместной работе над балетом "Сотворение мира"
он говорил: "Я… имел возможность оценить многие замечательные качества этого
дирижера… У него есть дар не только корректурных репетиций (при опущенном
занавесе) она уже звучит у него очень образно и театрально".
На киностудии "Ленфильм" создано свыше тридцати кинофильмов, в которых звучит
музыка в исполнении симфонического оркестра Ленинградской филармонии под
управлением В. Федотова. Среди них - "Свадьба в Малиновке" Б. А. Александрова,
"Прощание с Петербургом" и "Зеленая карета" Вл. Чистякова, "Снегурочка",
"Серебряные струны" Вл. Кладницкого, "Прощальный дебют" В. Гаврилина, "Снежная
королева" Н. Симонян…
В 1993 г. режиссером О. П. Ерышевым и сценаристом Дж. И. Петлиной был создан
кинофильм о выдающемся дирижере и его детях - талантливых музыкантах Максиме и
Полине Федотовых - "Живу я в музыке и музыкой живу" - Федотовы".
С 1972 г. В. А. Федотов вел класс оперно-симфонического дирижирования в
Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, проводил курсы
повышения квалификации для дирижеров страны, мастер-классы за рубежом. В 1996 г.
В. А. Федотов избран действительным членом Петровской Академии наук и искусств.
В 1998 награжден премией "Evening Standard" (Лондон) за выдающиеся достижения в
области исполнения классической симфонической музыки.
Запись, представленная на этом диске, сделана 1992 г. в Большом зале
Санкт-Петербургской филармонии.
Гектор Берлиоз (1803 - 1869) - выдающийся французский композитор, замечательный
представитель французского романтизма, художник-новатор, создатель программного
симфонизма нового типа. Для Берлиоза характерно стремление к монументальности,
театрализации симфонической музыки, гротеску. Композитор ввел множество новшеств
в области гармонии, инструментовки, музыкальной формы, совершил переворот в
области оркестровки.
Наиболее известные сочинения Берлиоза - "Фантастическая симфония",
"Траурно-триумфальная симфония", "Жизнь артиста", "Реквием", оперы "Бенвенуто
Челлини" и "Троянцы".
Увертюра "Римский карнавал" (1844) - вторая увертюра к опере "Бенвенуто Челлини";
это яркое, жизнеутверждающее произведение по праву завоевало любовь публики.
Шарль Гуно (1818-1893) - крупнейший французский композитор, один из
замечательнейших представителей французской оперы XIX столетия. Внес огромный
вклад в развитие музыкального театра, оказал значительное влияние на творчество
французских композиторов вплоть до Дебюсси и Равеля. В творчестве Гуно
утверждается новый жанр - лирическая опера.
Автор опер "Фауст", "Ромео и Джульетта" и других.
Поль Дюка (1865 - 1935) - интереснейший французский композитор, педагог,
музыкальный критик, мыслитель. Наиболее известное его сочинение, прославившее
автора на весь мир, - это симфоническое скерцо "Ученик чародея" (1897),
написанное по балладе Гете. Оно отличается красочной, блестящей оркестровкой
(которую высоко оценил Н. А. Римский-Корсаков), драматизмом сюжета, юмором.
Морис Равель - великий французский композитор, один из крупнейших художников ХХ
века. В начале творческого пути испытал влияние эстетики импрессионизма, от
которой впоследствии отошел. В его музыке заметны различные стилевые тенденции:
классицистская, неоклассицистская, романтическая, импрессионистическая. Автор
опер "Испанский час", "Дитя и волшебство", балетов, в числе которых наиболее
значительный - "Дафнис и Хлоя" (В. А. Федотов был музыкальным руководителем
постановки этого балета в Мариинском театре для творческого вечера М.
Барышникова), многочисленных симфонических и камерно-инструментальных
произведений, сочинений для фортепиано.
Для Равеля характерен интерес к фольклору, в особенности французскому и
испанскому; с испанской культурой связано и одно из наиболее популярных
произведений композитора - "Болеро".
© Classical
Records
|