Творческая судьба Народного артиста России, профессора Виктора Андреевича Федотова неразрывно
связана с Ленинградом - Петербургом, и прежде всего - с Академическим Театром
оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинским).
Восемнадцатилетним юношей поступив в "родной" театр, служил ему страстно,
преданно, любовно без малого 50 лет, пройдя путь от музыканта сценического
оркестра до ведущего дирижера театра (главный дирижер театра в 1975-76 гг.) За
пультом любимого театра он оставался до конца жизни.
В 1963 г. В. Федотов дебютировал как дирижер, исполнив оперу Бизе "Кармен" без
партитуры, наизусть. Вскоре последовали балеты "Жизель", "Золушка", все балеты
П. И. Чайковского. А далее - оперы М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И.
Чайковского, Ж. Бизе, Р. Вагнера, Дж. Верди, Н. А. Римского-Корсакова, Д. В.
Шебалина, В. А. Успенского; балеты А. К. Глазунова, Л. Ф. Минкуса, Б. В.
Асафьева, С. С. Прокофьева, Р. М. Глиэра, М. З. Яруллина, Д. Д. Шостаковича, А.
И. Хачатуряна, А. П. Петрова, других современных композиторов.
В. Федотов ежегодно гастролировал. Вначале - первые послевоенные четырехмесячные
гастроли Кировского (Мариинского) театра в США - Канаде в 1964 г. Впоследствии
В. Федотов гастролировал и с театром, и как приглашенный дирижер. Он стоял за
пультом всех ведущих театров мира. В "Земпер Опере" в Дрездене руководил
постановкой балетов "Лебединое озеро" и "Ромео и Джульетта". В 1967 г. с
оркестром Дрезденской Государственной Капеллы ставил оперу "Евгений Онегин"
(солисты - Владимир Атлантов, Борис Штоколов, Ирина Богачева). На протяжении
многих лет был музыкальным руководителем и дирижером ряда спектаклей в "Ковент
Гарден" в Лондоне, “Гранд Опера” в Париже, Королевском театре оперы и балета в
Стокгольме, в Новом театре в Токио.
В. Федотов постоянно дирижировал симфоническими концертами в Ленинграде -
Петербурге, в городах СССР и за рубежом. Часто играл с прославленным оркестром
Ленинградской филармонии, а также с такими оркестрами, как Оркестр Королевского
театра "Ковент Гарден", Лондонский Симфонический оркестр, Лондонский
Филармонический оркестр, Оркестр Венского театра, Барселонский "Лисео", "Гевандхауз"
в Лейпциге, японский оркестр NHK, Токийский филармонический оркестр и многие
другие.
В репертуаре В. Федотова свыше 60 названий опер и балетов, поставленных в
Мариинском театре. Большим событием в музыкальной жизни явились постановки
“Ивана Сусанина” М. Глинки (новая редакция текста оперы сделана В. А. Федотовым,
в числе исполнителей - Б. Штоколов и Г. Ковалева) и “Царской невесты” Н.
Римского-Корсакова (исполнители - Г. Ковалева, И. Богачева, В. Киняев).
В. Федотов ежегодно принимал участие в ленинградской "Музыкальной весне",
возродил в Мариинском театре давнюю традицию симфонических концертов, проведя
концерт, посвященный столетнему юбилею С. В. Рахманинова.
О его искусстве восторженно отзывались как отечественные, так и зарубежные
музыкальные критики, деятели культуры, артисты. "Высокое мастерство Виктора
Федотова во владении оркестром и изумительное слияние с музыкантами… стало
наглядным уроком того, как надо дирижировать спектаклями", - писала Санди
Телеграф. "Для знатока Чайковского возможность услышать, как прочтена Виктором
Федотовым партитура "Спящей красавицы", представляет удовольствие чрезвычайно
редкое и поистине захватывающее", - отмечала Дейли Телеграф. "Оркестр под
управлением В. Федотова, с его точным и широким жестом, с редкой прозрачностью
передал все очарование музыки Римского-Корсакова", - таков отзыв газеты "Пуэри-эхо"
на постановку оперы Н. А. Римского-Корсакова "Царская невеста". С восхищением
отзывался о В. Федотове композитор А. Петров. О совместной работе над балетом
"Сотворение мира" он говорил: "Я… имел возможность оценить многие замечательные
качества этого дирижера… У него есть дар не только слышать, но и видеть музыку:
еще в период корректурных репетиций (при опущенном занавесе) она уже звучит у
него очень образно и театрально". “Я буду в вечном преклонении перед Виктором
Андреевичем... С 14 лет я танцую под его музыкальным руководством и уверена, что
спектакли с его участием просто обречены на успех,” - говорила прославленная
Юлия Махалина, одна из наиболее ярких звезд Мариинского театра.
На киностудии "Ленфильм" создано свыше тридцати кинофильмов, в которых звучит
музыка в исполнении симфонического оркестра Ленинградской филармонии под
управлением В. Федотова. Среди них - "Свадьба в Малиновке" Б. А. Александрова,
"Прощание с Петербургом" и "Зеленая карета" Вл. Чистякова, "Снегурочка",
"Серебряные струны" Вл. Кладницкого, "Прощальный дебют" В. Гаврилина, “Третья
молодость” (о М. Петипа), "Снежная королева" Н. Симонян…
В 1993 г. режиссером О. П. Ерышевым и сценаристом Дж. И. Петлиной был создан
кинофильм о выдающемся дирижере и его детях - талантливых музыкантах Максиме и
Полине Федотовых - "Живу я в музыке и музыкой живу" - Федотовы".
С 1972 г. В. А. Федотов вел класс оперно-симфонического дирижирования в
Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, проводил курсы
повышения квалификации для дирижеров страны. В 1996 г. В. А. Федотов избран
действительным членом Петровской Академии наук и искусств. В 1998 г. награжден
премией "Evening Standard" (Лондон) за выдающиеся достижения в области
исполнения классической симфонической музыки и Орденом Трудового Красного
знамени. В память В. Федотове названа одна из малых планет Солнечной системы.
Полина Федотова - необычайно интересный, обаятельный музыкант, чьи
выступления неизменно привлекают тонких ценителей и любителей фортепианной
музыки. Ее исполнительская манера лишена самоутверждения, но отмечена чувством
стиля и прекрасным вкусом. Виртуозная техника пианистки растворяется в
проникновенности и глубине трактовок.
Музыка окружала Полину с самого рождения. Ее отец - выдающийся дирижер Виктор
Андреевич Федотов - почти полвека проработал в Кировском (Мариинском) театре, а
также дирижировал балетными спектаклями в лучших театрах мира. Полина окончила
Среднюю Специальную школу при Ленинградской консерватории, где училась у
прекрасного педагога В.Я.Кунде. Далее она продолжила образование в Московской
консерватории в классе прославленного пианиста Евгения Малинина, а потом
совершенствовалась в ассистентуре под руководством замечательного музыканта
Валерия Кастельского. Оба профессора воспитывали Полину в традициях
романтической школы Генриха Нейгауза. Красота и певучесть звука, присущая
пианистке - основная черта русской фортепианной школы.
Талантливость
Полины Федотовой проявилась еще в детские годы. В 13 лет она стала лауреатом
международного юношеского конкурса "Концертино Прага" (2-я премия), а позже
участвовала в трудных и престижных конкурсах им. С.В.Рахманинова в Москве (диплом),
и "Musica di camera" в Италии (3-я премия). В 1992 г. на международном конкурсе
"Фридерик Шопен" в Пальма ди Майорка в Испании Полина Федотова была удостоена
первой премии и золотой медали. Испанская газета "Актуаль" дала высокую оценку
конкурсантки из России: "Полина Федотова обладает истинной мощью русской
фортепианной школы, что позволяет ей передать всю тонкость нюансировки великого
поляка".
Репертуар Полины Федотовой очень широк: Чайковский и Бах, Рахманинов и
Римский-Корсаков, Скрябин, Прокофьев и Шопен, Шуберт, Лист, Равель. Пианистка
любит монографические программы. Готовясь к ним, она проникается духовным и
музыкальным миром композитора. Своей интерпретацией она как бы приоткрывает
тайну их создания, увлекает слушателей эмоциональностью, экспрессией.
Концертная жизнь Полины яркая и насыщенная. Являясь солисткой Московской
филармонии, она много выступает на родине и за рубежом.
В 1999 г. ей присвоено звание "Заслуженная артистка России".
С
1996 г. Полина Федотова преподает в Московской консерватории. "Музыка
воспитывает душу, - говорит пианистка, - и мне хочется, чтобы прекрасные идеалы,
на которых я выросла и которые мне дороги, сохранились и продолжались в
творчестве моих учеников"
© Classical
Records
|