Георг Филипп Телеман (1681–1767)
– немецкий композитор, капельмейстер, теоретик и
музыкально-общественный деятель. В 1701–1704 жил в
Лейпциге, где основал Collegium musicum, писал оперы и был
органистом. Работал в Эйзенахе и Франкфурте, с 1721
г. жил в Гамбурге, где был директором пяти главных
церквей, содействовал открытию первого в
Германии концертного зала и основал первый
немецкий музыкальный журнал. Европейская слава
Телемана началась с поездки в Париж (1737), где его
произведения имели большой успех, исполнялись и
печатались. Телеман – автор многочисленных опер
и ораторий, концертов и камерно-инструментальных
произведений, а также теоретических
исследований.
Георг Кристоф Вагензайль (1715–1777). Австрийский
композитор, органист и педагог. Придворный
музыкант в Вене, один из предшественников
венской классической школы. Внес также вклад в
формирование сонатного аллегро. Среди его
сочинений – оперы, оратории, кантаты, мессы,
реквием, симфонии, концерты и камерно-инструментальные
произведения. Весной 1953 г. Венская городская
библиотека приобрела на аукционе автографы двух
ранее неизвестных виолончельных концертов Г.Ф.
Вагензайля. Концерт Ля мажор, со струнными и
континуо, был впервые исполнен Энрико Майнарди 7
июня 1956 г. на Международном фестивале Моцарта,
организованном Венским обществом друзей музыки.
Критики оценили его как "произведение
исключительной музыкальной выразительности"
и "шедевр, обогативший скудный виолончельный
репертуар". Написанный в 1752 г., за десять лет до
известной встречи Вагензайля с юным Моцартом при
дворе Марии-Терезии, концерт является прекрасным
образцом венского доклассического стиля.
Валерий Тараканов (родился в 1934 году) –
московский композитор. Среди его сочинений –
оперы "Антоний и Клеопатра" по трагедии В.Шекспира
и "Двое" по драме У.Гибсона "Двое на
качелях", большие циклы духовной музыки "Всенощное
бдение" и "Литургия Св. Иоанна Златоуста"
на тексты православного богослужения, "Песни
восхождения" на тексты библейских псалмов,
концерт-барокко для скрипки с оркестром, концерт
для виолончели и струнного оркестра,
многочисленные инструментальные, камерно-вокальные
и хоровые произведения. Музыка В. Тараканова
звучит на концертной эстраде и в музыкальных
программах радио в исполнении самых известных
музыкантов и творческих коллективов. Концерт для
виолончели и струнного оркестра написан в 1999 г. и
посвящен Народному артисту России М. Уткину,
который впервые исполнил его с камерным
оркестром "Времена года" под управлением В.
Булахова 10 мая 2000 г. в Москве. Музыкальное
содержание этого трехчастного произведения
связано с определенным программным замыслом. Так,
в середине второй части звучит сначала в
оркестре, а затем и у солиста, христианская
молитва "Отче наш". В сольной партии
лирическое начало сочетается с подлинной
виртуозностью, особенно проявляющейся в
развернутой каденции и в динамичном,
стремительном Финале.
Михаил Уткин (виолончель). Родился в 1952 году в
Вильнюсе. 1959 – поступил в Центральную
Музыкальную школу в Москве. 1967 – первая премия на
Международном конкурсе Пражского радио. 1970 –
студент Московской Государственной
Консерватории, класс виолончели Мстислава
Ростроповича. 1972 – Вторая премия на
Международном конкурсе струнных квартетов (Льеж,
Бельгия). Сольные концерты в городах России и за
границей. 1974 – солист "Москонцерта". 1975 –
заканчивает Московскую Государственную
Консерваторию и поступает в аспирантуру в класс
виолончели С. Кальянова. 1978 – сольные концерты в
Германии с оркестром "Gewandhaus" под
управлением Курта Мазура (Д. Шостакович –
Концерт № 2). 1986 – Заслуженный артист России. 1990 –
солист Московской Государственной Филармонии.
1994 – Народный артист России. 1996 – лауреат Премии
Москвы.
Московский камерный оркестр "Времена года"
– один из самых ярких камерных оркестров,
появившихся за последнее время в Москве. Он был
организован в марте 1994 года молодым талантливым
музыкантом Владиславом Булаховым. Сегодня "Времена
года" - это 20 исполнителей, имеющих высшее
музыкальное образование. Средний возраст -
примерно 30 лет. С 1999 года оркестр "Времена года"
имеет статус государственного. С 1998 года
генеральным спонсором оркестра является
юридическая фирма "Городисский и Партнёры".
Весьма широк репертуарный диапазон коллектива –
от мастеров барокко до современных композиторов.
Оркестр "Времена года" участвовал в
фестивалях: "Русская зима", "Таланты
России", Первом международном фестивале
классической гитары и др. За последнее время
оркестр побывал на гастролях в Германии, Тайване,
Китае, Шотландии, Италии. В 2002 году оркестр
организовал международный музыкальный
фестиваль "Времена года", который ежегодно
будет проходит в Москве и Петербурге. "Времена
года" – само по себе широкое понятие и в жизни,
и в музыке, – считает маэстро Владислав Булахов.
– Оно подразумевает с одной стороны
разнообразие впечатлений, тем, образов, и с
другой – универсальность их воплощения, вечное
обновление в бесконечном течении времени. Найти
гармонию в соединении этих начал – наше
творческое Credo".
Владислав Булахов окончил в 1984 году Российскую
Академию Музыки им. Гнесиных как скрипач. С 1983
года работал во вновь созданном Новом Московском
камерном оркестре под руководством И.Жукова.
Десятилетний опыт этой работы и интенсивные
занятия с отцом – профессиональным дирижёром –
стали основой создания оркестра "Времена года".
Для творческого почерка В. Булахова характерны
убедительный, четкий и пластически ясный жест,
естественный темперамент, умение выявить каждый
голос музыкальной партитуры. Знание специфики
струнных инструментов помогает ему добиваться
удивительного разнообразия в звучании оркестра,
выразительной артикуляции штрихов, кажущейся
бесконечной шкалы динамических градаций.
Бережное отношение дирижёра к авторскому тексту,
тщательность в отделке деталей проявляется в
единстве с уверенным ощущением архитектоники
музыкального целого. Сегодня за дирижерским
пультом оркестра "Времена года" Владислав
Булахов с одинаковым мастерством интерпретирует
музыку разных эпох и стилей. Умение быстро и
качественно разучивать новые произведения,
периодическое появление в камерных программах
симфонических сочинений, организаторская сила и
трудолюбие создают перспективу интересного
творческого будущего этого музыканта.
|