Николай Капустин, русский композитор и пианист, родился 22-го ноября 1937 года в Горловке (Украина).
Капустин учился игре на фортепиано у Аврелиана Рубаха (ученика Блюменфельда, у которого учились Симон Барер и Владимир Горовиц). Позднее, в Московской Консерватории, он учился у Александра Гольденвейзера. В течение 50-х годов он приобрёл репутацию джазового пианиста, аранжировщика и композитора. Он пропитан музыкой и в традициях классического виртуозного пианизма, и в джазовой импровизации.
Он смешивает эти влияния в своих композициях, используя джазовые идиомы в формальных классических структурах. Ярким примером этого является его "Сюита в старинном стиле" ор. 28, написанная в 1977 году, в которой слышны звуки джазовой импровизации, но она написана подобно барочным сюитам, таким как клавирные партиты И. С. Баха, в которых каждая часть представляет собой стилизованный танец (или иногда два танца) в строго бинарной форме. Другим примером такого слияния являются "24 Прелюдии и Фуги" ор. 82, написанные Капустиным в 1997 году, и Сонатина ор. 100.
Николай Капустин считает себя больше композитором, чем джазовым музыкантом. Он говорит: "Я никогда не был джазовым музыкантом. Я никогда не пытался быть действительно джазовым пианистом, но я изучал джаз для того, чтобы сочинять. Я не интересуюсь импровизацией - а что такое джазовый музыкант без импровизации? Все мои импровизации записаны, и они поэтому становятся намного лучше".
Среди его работ 18 фортепианных сонат, 6 фортепианных концертов, другие инструментальные концерты, фортепианные вариации и концертные этюды.
Композитор имеет много записей своей музыки на русских и японских фирмах. В последнее время многие выдающиеся западные пианисты соревнуются в исполнении сочинений Н. Капустина, особенно Стивен Осборн и Марк-Андре Хамелин.
Александр Загоринский - солист Московской филармонии, заслуженный артист России, лауреат IX международного конкурса П.И. Чайковского, родился в Москве в 1962 году. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу проф. Шаховской в 1988 году.
Концертирует в Москве, других городах России, Европы и США. Обладает обширным сольным и ансамблевым репертуаром, включающим в себя произведения классической, романтической и современной музыки. Участник многих международных фестивалей современной музыки.
Совместно с пианистом и органистом Алексеем Шмитовым, записал целый ряд компакт дисков из произведений С. Рахманинова, А. Тансмана, Э. Денисова, диск из произведений Франка, Дебюсси, Регера и Респиги, сонаты Марчелло и Вивальди с органом и др.
Постоянным партнёром Загоринского является выдающийся норвежский пианист Эйнар Стин-Ноклеберг.
Большое место в творчестве виолончелиста занимает исполнение музыки композиторов конца XX века и современных авторов. С его участием записан квартет Мессиана "На конец времени". На концерте в Большом зале Московской консерватории в честь 100-летия Мессиана, он исполнил партию виолончели в грандиозном произведении Мессиана "Концерт для четырёх" с симфоническим оркестром. При жизни Э. Денисова, он записал на CD все его камерные виолончельные сочинения и виолончельный концерт, получив высокую оценку автора.
С замечательным джазовым композитором и пианистом Капустиным Загоринского связывает тесная творческая дружба. Он стал первым исполнителем его виолончельного концерта no. 2 с камерным оркестром, двух сонат, пьес - "Элегии", "Бурлески" и "Почти вальса", "Интродукции и скерцино" для виолончели соло, сюиты для виолончели соло, дуэта для альт-саксофона и виолончели и партий виолончели во многих ансамблях.
Многие из этих сочинений записаны японской фирмой "Тритон". Партию фортепиано всюду исполняет автор.
Узнав, что у Николая Капустина есть виолончельная соната, написанная в 1991 г., Александр Загоринский попросил у композитора ноты. И началась их совместная работа над этим произведением. Влюбившись в музыку Капустина, виолончелист в мороз и снег ездил к композитору, - и музыка их подружила. Это был 1996 год. Первое исполнение сонаты состоялось в Малом зале Московской консерватории.
В следующем, 1997 году была уже написана Соната для виолончели и фортепиано no. 2, посвященная Загоринскому. В том же году, на концерте Московской Филармонии, Капустин и Загоринский сыграли обе сонаты.
В 1998 году музыканты поехали в Германию, где и записали виолончельные сонаты no.1 и no. 2. Эта запись непонятным образом исчезла.
Однако, в Ганновере, в Музыкальном салоне Наталии Консисторум, они дали концерт, в котором исполнили обе сонаты Николая Капустина и произведения Бетховена и Шопена.
На данном диске представлена запись этого концерта. Это первая запись виолончельных сонат Николая Капустина, и единственная, в которой принимает участие сам автор. Помимо этого, нельзя не отметить, что это единственная запись, на которой представлено исполнение Капустиным сочинений других авторов.
Наталья Розанова
© Classical
Records