Программа этого диска - часть задуманного исполнителем цикла программ "Три
века фортепиано", который отнюдь не ставит своей целью объять необъятное
пространство фортепианного репертуара, а является попыткой выявить некоторые
линии и тенденции, кажущиеся важными и ценными в развитии фортепианной музыки.
На наш взгляд, для искусства вообще одними из важнейших и движущих принципов
можно назвать собственно творящее импровизационно-фантазийное начало или идею,
новацию, конечно так или иначе связанную с традицией, и реализацию, основанную
на точности фиксации тех мимолетных процессов, в особенности свойственных
музыке. Можно также говорить о меняющихся в исторической ретроспективе акцентах
в соотношении идея-реализация. И в этой программе мы встретим именно те
произведения, которые, на наш взгляд, столь же новы и фантазийны, сколь
афористичны и точны.
"Фантазия" ре минор В.А.Моцарта написана в Вене в 1782 году. Продолжая традиции
фантазии, так ярко и разнообразно представленной в творчестве Ф.Э.Баха (сына
И.С.Баха), Моцарт нашел в своих фантазиях особые выразительные средства,
открывающие новые возможности в трактовке тогда еще юного фортепианного стиля.
Форма фантазии несомненно импровизационного, спонтанного происхождения, стиль ее
подчеркнуто афористичен, музыкальные темы как будто намеренно обрываются и
поэтому столь тщательно и щедро выписанные паузы озаряют сочинение каким-то
нездешним светом...
"Афоризмы" соч. 13 Д.Шостаковича написаны в период с 25 февраля по 7 апреля 1927
года. Композитор так охарактеризовал стиль своих произведений этого периода
творчества: "В сочинениях камерно-инструментальных меня интересовала задача
отыскания нового стиля фортепианного изложения, что мне удалось отчасти в
"Афоризмах", где стиль исключительно полифонический, многоголосный". Интересно,
что цикл был написан непосредственно после выступления Шостаковича-пианиста на
первом международном конкурсе им. Ф.Шопена в Варшаве. Поэтому, возможно, не
случайно четырем из десяти пьес композитор дал такие "шопеновские" названия как
ноктюрн, похоронный марш, этюд и колыбельная.
"Колыбельная" соч. 57 Ф.Шопена получила свое название при публикации в мае 1845
года, первоначально была задумана как "Варианты" (Les variantes). Вероятно,
впервые это сочинение было исполнено еще в виде импровизации и набросков, причем
дважды - 2 февраля 1844 года. "Сперва он сыграл чудесную Прелюдию, потом
Колыбельную (“Варианты” - пр. автора), затем Мазурку, снова Колыбельную, о
которой пани Гофманова сказала, что так, должно быть, пели ангелы в Вифлееме"
(из дневника Богдана Залеского). Это своего рода фантазия на тему колыбельной,
построенная на чередовании вариаций, покоящихся на одном выдержанном басу и все
дальше и дальше уносящих нас в мир грез.
"Токката" Р.Шумана до сих пор считается одном из самых трудных сочинений для
фортепиано. Она написана в 1830, переработана в 1833 году и посвящена другу
Шумана, композитору и пианисту Людвигу Шунке, о чьем таланте можно судить по
высказыванию Шумана, который описывает посещения его и Людвига неким
иностранцем: "Каково же было мое удивление, когда он (Шунке, - прим. автора) ему
проиграл токкату с полнейшим совершенством и признался мне, что он несколько раз
у меня ее подслушал и потихоньку разучил ее без инструмента, в голове". Можно
только догадываться, какое впечатление оставило это сочинение у современников,
однако несомненно, что стальная сила, с которой музыкальные образы токкаты с
головокружительной быстротой проносились, разбивая привычный мир звуков на
тысячу кусочков, прямо-таки поражал. Это был новый музыкальный манифест
скорости. Случайное совпадение или нет, но именно начиная с 1829-1830 годов,
триумфально и одновременно страшно прошли соревнования… локомотивов, вначале в
Англии, затем в Европе. "А за окном поезда, за стеклом, пролетали мимо осколки
мира, раздробленного на части, это был бесконечный поток, разбитый на тысячи
образов длиною в мгновение, - мир, разрываемый изнутри какой-то невидимой
силой." (Алессандро Барикко. Роман "Замки гнева", 1991 год)
"Картинки с выставки" - единственное крупное сочинение М.Мусоргского для
фортепиано, было закончено летом 1874 года и посвящено памяти его друга -
художника, архитектора В.Гартмана. Это своего рода "фортепианная опера",
объединяющая самые необычные сюжеты и противоположные характеры. Композитор в
письме к Стасову так говорил об этом сочинении: "Гартман кипит, как кипел
"Борис", - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю
царапать на бумаге… моя физиономия в интермедах видна".
Адажио" А.Марчелло-И.С.Баха представляет собой транскрипцию 2 части концерта для
гобоя с оркестром, написанного Марчелло около 1717 года. Божественная
импровизация "oboe d’amore" - инструмента любви, как называли тогда гобой, в
исполнении на фортепиано становится более отрешенной и эфемерной.
Василий Щербаков
Василий Щербаков - талантливый и разносторонний московский пианист и
композитор. В 1994г. с отличием окончил Московскую консерваторию им.
П.И.Чайковского (класс проф. Е.Р.Рихтер), лауреат Международных фестивалей и
конкурсов.
Пресса отмечает в творчестве Щербакова лучшие традиции русской фортепианной
школы (искусство пения на рояле, сочетание "горячего сердца и холодной головы").
Игра пианиста отличается особенно чутким прикосновением к фортепиано, он создает
неповторимую поэтическую звуковую атмосферу. Репертуар пианиста включает
произведения от ранних образцов клавирной музыки до произведений последних лет.
Пианист с успехом выступает с интереснейшими сольными программами, а также
проявляет себя как тонкий ансамблист. Щербаков играет в ансамбле с
Государственными квартетами им. Д.Шостаковича, им. Глинки, с такими известными
солистами, как Александр Тростянский, Александр Бузлов, Кирилл Рыбаков,
Александр Галковский, с солистом Кельнской молодежной филармонии С. Геншафтом, с
мировой исполнительницей на терменвоксе Лидией Кавиной, он с успехом выступает с
оркестром, с ведущими солистами ГАБТа, театров "Новая опера", "Геликон опера" и
др. Щербаков участник и организатор многих престижных международных фестивалей в
России (в том числе фестиваля "Ассамблеи в Михайловском"), Германии, США, Литве,
Латвии и других. С 2000 года заведует отделом камерного ансамбля ГМПИ им.
Ипполитова-Иванова, студенты класса В.Ф.Щербакова являются лауреатами
международных конкурсов камерных ансамблей, успешно продолжают обучение в
аспирантуре МГК им. Чайковского и РАМ им. Гнесиных
Щербаков гастролирует в России, Европе, США, дает мастер классы в России и за
рубежом, член жюри международных конкурсов камерных ансамблей, им записаны CD с
сольной и ансамблевой музыкой. Щербаков - яркий представитель молодой плеяды
музыкантов ХХI века.
© Classical
Records
|