Когда играл Нейгауз, казалось - нет ничего естественнее -
слышать музыку так, как он. Было бесценное свойство таланта: на эстраде ощущать
себя, словно впервые открыл ноты и вольно музицируешь. Ничего вторичного,
заученного. Редкое соединение свежести, легкости дыхания, горделивой
вспыльчивости, благородства вкуса. Пленял аромат уходящей эпохи, высокая
культура европейского воспитания. Особенно многое пересекалось в Шопене. И
романтический тип артистизма, и природное фортепианное бельканто, и внутренняя
гармоничность, пластика, изящество.
Для меня школа Нейгауза была и осталась школой поиска. Он никогда не преподносил
готовых истин. Осталось чудом, как, погружаясь в сотый раз вместе с учеником в
сонату Шопена, он умел захлебнуться, поразиться до слез её красотой и услышать
те озарения шопеновской мысли, которых прежде как бы не замечал. В общении с ним
воспитывалось огромное уважение к культуре. Трудно было бы назвать его
эрудитом-систематиком, берущим знания педантично и досконально. Его
образованность была скорее следствием разнообразия устремлений, постоянного
любопытства и какой-то разомкнутости к жизни. Знал он, помимо искусства, очень
много, притом из самых разных областей и невольно втягивал всех нас в этот
безбрежный мир. В нем жила душевная раскованность, независимость и способность
сомневаться в себе, и в том, что называют бесспорным, единственно верным.
Обезоруживающая его самоирония действовала на нас, учеников, сильнее любых
проповедей о морали.
Вера ГОРНОСТАЕВА
Генрих Густавович Нейгауз - великий русский пианист и педагог, один из наиболее
значительных русских музыкантов ХХ века.
Он родился в 1888 г. в Елисаветграде (впоследствии переименованном в
Кировоград). Музыка окружала Нейгауза с детства. Отец, Густав Вильгельмович
Нейгауз, был пианистом-педагогом и стал его первым учителем. Мать, Ольга
Михайловна, также была замечательной пианисткой; интересно отметить, что
происходила она из семьи с музыкальными традициями (ее братом был Ф.Блуменфельд,
оказавший на развитие своего одаренного племянника огромное влияние). Еще один
выдающийся родственник Г.Г.Нейгауза - прославленный польский композитор
К.Шимановский (он приходился ему троюродным братом).
Артистическая деятельность Генриха Густавовича началась очень рано - уже в
возрасте девяти лет он играл перед публикой в своем родном городе. Вскоре
география его выступлений значительно расширилась, в частности, состоялись
гастрольные поездки в Германию (1904, 1906 ), Италию (1909). В Берлине он
познакомился с Л.Годовским. Тогда же Нейгауз брал уроки композиции у П.Юона.
Занятия с Годовским возобновились через 5 с лишним лет, в 1912 г., в Вене, в
Школе высшего мастерства при Венской Академии музыки и сценических искусств. Под
руководством Годовского Нейгауз совершенствовался в течение 2 лет, до 1914 г. В
эти годы он много концертировал в Австрии и Германии.
В 1915 г. Нейгауз экстерном закончил Петроградскую консерваторию. С 1916 г.
начинается его педагогическая деятельность; в 1916 - 1918 гг. - в Тифлисе,
позднее (1918 - 1922) - в Киеве (с 1919г. - профессор Киевской консерватории).
С 1922 г. Нейгауз - профессор Московской консерватории, в 1935-37 - ее ректор.
Именно здесь его поразительный педагогический талант достигает своего расцвета.
За более чем сорок лет работы в Московской консерватории Генрих Густавович
воспитал целую плеяду выдающихся музыкантов, в их числе - Святослав Рихтер,
Эмиль Гилельс, Яков Зак, Станислав Нейгауз, Евгений Малинин, Вера Горностаева,
Лев Наумов, Берта Маранц; в его классе занимались Маргарита Федорова, Владимир
Крайнев, Алексей Любимов, Алексей Наседкин, Игорь Жуков, Игорь Никонович,
Валерий Кастельский, Елена Рихтер, Олег Бошнякович и многие другие замечательные
пианисты и педагоги.
Продолжается и исполнительская деятельность Нейгауза. В течение 40 лет он
выступает с сольными концертами, играет с оркестром, а также в ансамбле со
многими прославленными музыкантами, в их числе - Д.Ойстрах, квартет им.
Бетховена; репертуар его был колоссален. Тот, кто слышал игру Нейгауза, "на всю
жизнь приобрел нечто такое, чего не выразишь словами, - писал Я.Мильштейн. - Он
был всегда иным и в то же время одним и тем же художником -творцом: казалось,
что он не исполнял музыку, а здесь же, на эстраде, ее созидал… Он весь отдавался
чувству, которое порой казалось в нем беспредельным".
Генрих Густавович Нейгауз скончался в 1964 г.
© Classical
Records
|