Морис Равель (1875-1837) - великий французский композитор, один из крупнейших композиторов ХХ века. Учился в Парижской консерватории у Жедальжа и Форе. В числе тех, кто оказал значительное влияние на формирование его стиля - Э.Сати и Э.Шабрие, а также русские композиторы, которыми он восхищался - Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский.
Его стиль претерпел сложную эволюцию: импрессионистские тенденции в начале творческого пути впоследствии сменяются неоклассицистскими. В его сочинениях можно ощутить и влияние листовской бравурной виртуозности, и стремление к ясности и рациональной четкости формы, идущее от классицизма, связь с эстетикой античности и эпохи Ренессанса. Равель создал и развил новый стиль фортепианного письма, внеся огромный вклад в историю фортепианной музыки ХХ века.
Равель - автор множества фортепианных , камерно-инструментальных, вокальных, симфонических сочинений, опер, балетов.
"Античный менуэт" (1895) - раннее сочинение Равеля, тем не менее в нем уже вполне ощущаются характерные для стиля композитора черты - ясность, определенная "замкнутость" мелодики, специфические гармонические решения. Это - первое опубликованное произведение Равеля.
“Павана на смерть инфанты”. Парадоксально, но сам композитор не любил это свое сочинение, несмотря на все его обаяние; “...я не вижу больше ее достоинств! Но, увы, хорошо примечаю недостатки: слишком явное влияние Шабрие и довольно бедную форму”, - писал Равель позднее. Павана была написана в 1899 г. и сразу привлекла симпатии публики.
"Игра воды" (1901). Одно из наиболее популярных сочинений Равеля. Композитор говорил позднее, что в этой пьесе "впервые проявились пианистические новшества, которые в дальнейшем были признаны характерными для моего стиля". Новаторство этого сочинения произвело огромное впечатление на публику; не все смогли вполне понять и оценить эту миниатюрную звуковую феерию (Сен-Санс, например, утверждал, что "Игра воды" есть ни что иное, как "тотальная какофония"). Необычность музыкального языка вначале немного смущала и учителя Равеля Форе, но впоследствии он полюбил пьесу. Об этом сочинении очень поэтично говорил А.Корто: "Здесь вся переменчивая живость брызжущих вод, их струистость, их прозрачное течение, яркий порыв каскадов, развеянных ветерком, ленивые разливы неподвижных вод, переполняющих водоемы садов".
Фортепианный цикл "Отражения" написан в 1905 г. Каждая из пяти изысканных музыкальных зарисовок, по-равелевски объективных (как отмечал Альфред Корто, композитор "описывает сам предмет"), однако необычайно поэтичных, посвящена пяти членам кружка "Апашей"- артистического общества единомышленников, игравших в ту пору важную роль в жизни Равеля. Пьесы эти вполне импрессионистические, как по содержанию, так и по фактуре.
"Ночные видения" (дословно - "Ночные бабочки") - фантастический ночной пейзаж с "таинственными изгибами постоянно скользящей, меняющей свои направления мелодической линии, непостоянством капризных ритмов" (А.Корто).
"Печальные птицы". Музыка этой пьесы навеяна воспоминаниями о прогулках в окрестностях Фонтенбло; птичий гомон, посвист дрозда, который, по словам друзей композитора, необычайно точно передан в музыке, напоминает о Шумане с его "Вещей птицей", о птицах Мессиана.
"Лодка в океане". Это излюбленная Равелем тема - звуковое воплощение водной стихии (можно вспомнить написанную ранее "Игру воды", "Ундину").
"Альборада" ("Alborada del Gracioso" - "утренняя серенада шута"). Испанская музыка имела для Равеля особое значение благодаря матери, ее песням, которые он слушал ребенком. Интерес к испанской культуре не покидал композитора на протяжении всей его жизни. К тому же во Франции в эти годы испанская музыка входила в моду; произведения Гранадоса, Альбениса, Мануэля де Фальи привлекали большое внимание. Равель был лично знаком со всеми тремя композиторами, а с де Фальей его связывала дружба.
Виртуозная, яркая "Альборада", с ее стуком кастаньет, звуками гитары, своеобразным "состязанием токаора и кантаора" в среднем эпизоде (это напоминает сцену из оперы де Фальи, в которой певец - кантаор - и гитарист - токаор - соревнуются в артистическом мастерстве) требует от пианиста огромного темперамента и виртуозности.
"Долина звонов". Эта поэтическая зарисовка навеяна воспоминаниями о Швейцарии; впрочем, композитор признавался Р.Казадезюсу, что в этой пьесе воплощены и впечатления и от парижских колоколов.
Сонатина написана в 1905 г. Равель обращается к жанру, который на протяжении XIX века имел лишь учебное, инструктивное значение, и словно дает ему новую жизнь. Сохраняя скромные масштабы, характерные для сонатины, во многом следуя старым канонам построения формы (вплоть до повторов экспозиции в первой части), он насыщает свое произведение новым содержанием. Эмиль Вюйермоз писал, что в Сонатине чувствительность торжествует над “легендарной стыдливостью” Равеля. Действительно, это одно из наиболее эмоциональных его сочинений.
Мария Паршина
Хекен Ли родилась в Корее в 1959 г. Начала заниматься музыкой в 6 лет. После победы на нескольких национальных конкурсах сыграла первый публичный концерт с Сеульским Симфоническим оркестром в возрасте 11; четырьмя годами позже, была солисткой на концерте Корейского юношеского оркестра. С 1975 г. училась в музыкальном колледже в Фолкванге в Германии, выиграла стипендию правительства Германии DAAD, конкурс Folkwang Prize и конкурс Союза Колледжей. Перешла в Мюнхенский Колледж, который окончила с отличием в 1981 г. За два года обучения в аспирантуре давала концерты в Мюнхене, Франкфурте, Кельне, выступала в различных радиопрограммах; выиграла Баховский приз на Международном конкурсе Vianna da Motta в Лиссабоне.
С 1984 г. - профессор Университета Чанг Ан в Корее. Одновременно продолжается ее исполнительская карьера; Ли Хекен дает до 30 концертов в год. В настоящее время, она относится к числу наиболее известных в Корее музыкантов. В 1984 г. награждена Призом Критики Корейского Клуба “Музыкальное Перо”. В 1988, удостоена звания Музыканта Года, учрежденного музыкальным журналом Донг-А. В 1993, награждена Музыкальным Призом “Клавиатура” от Корейской Музыкальной ассоциации. В 2004, получила приз Ассоциации Корейских Музыкальных Критиков.
Она давала концерты на четырех континентах; играла в Центре Кеннеди и Центре Линкольна в США, в Сиднее (Австралия), в Токио, Осаке, Кобе (Япония), в Китае, в Испании, играла с Ольстерским оркестром в Ирландии. В Корее регулярно играет с оркестром КБС и с Сеульским симфоническим оркестром. Выступала в ансамбле со многими известными музыкантами, в том числе с Колорадским струнным квартетом, Новым Будапештским струнным квартетом, с флейтистами Патриком Гэллоем и Максаном Ларрио, трубачом Стивеном Бернсом, прославленным Корейским скрипачом Донгсук Канг и корейским фольклорным квартетом ударных Самулнори. Играла с такими дирижерами, как Вахтанг Джордания, Бернард Геллер, Барри Вордсворт и Жан Паскаль Тортелье. © Classical
Records
|