Репертуар пианиста Воскресенского очень богат: все сонаты
Бетховена, все сочинения Шопена, 52 концерта с оркестром, Бах, Моцарт Равель и
Берг, Скрябин и Шостакович… Но, пожалуй, наиболее полно исполнительская
индивидуальность пианиста проявляется в романтической музыке. Ему близки
аристократическая изысканность Шопена, возвышенный интеллектуализм Брамса,
проникновенная страстность Шумана. В его прочтении романтиков неизменно
присутствуют культура чувств и благородство. Эмоциональная обостренность при
четкой концепционной направленности проявляются и в интерпретации им
произведений Рахманинова, записанных на этом диске
Семь миниатюр, названных Рахманиновым "Салонные пьесы" и посвященные П.А.Пабсту
были впервые исполнены автором в январе 1894 года. В этих на первый взгляд
незатейливых пьесах предчувствуется то, что уже явственно прозвучит в "Шести
музыкальных моментах", созданных двумя годами позже. Речь идет об уникальной
красоте рахманиновских бесконечных мелодий, тонко выписанном звуковом колорите,
изысканных сплетениях полифонически богатой ткани. Именно эти наметившиеся черты
рахманиновского стиля выявляет в своей интерпретации Михаил Воскресенский.
Не только мелодия, но и все богатство подголосных интонаций предстают в
"Ноктюрне". Интересное драматургическое решение найдено в "Вальсе": перед нами
два образа: грациозная условность салонного музицирования и исполненный тоски
мир художника, разрушающий эту условность. Импровизационность, свобода
высказывания, непосредственность повествования - в следующих двух пьесах.
Замечательно интонируется "Баркарола", мелодический рисунок которой напоминает
русский знаменный распев; тонко прочувствована кантилена "Мелодии". Контрастны
скерцозность в крайних частях с лирической серединой в "Юмореске". В "Романсе" и
"Мазурке" пианист мастерски передает изысканность рахманиновских гармоний.
Доминирующее настроение Шести музы кальных моментов - страстный пафос
высказывания. Порыв, взволнованность окрашивают исполнение es-moll'ного,
e-moll'ного, C-dur'ного музыкальных моментов. Умиротворенность, нега разлиты в
b-moll'ном и Des-dur'ном, мрачный трагизм в h-moll'ном. Палитра эмоциональных
красок здесь богатейшая. В то же время шесть масштабных пьес представлены
Воскресенским как монолитный цикл, объединенный общим драматургическим замыслом,
где смысловой центр - e-moll'ный музыкальный момент, исполненный пианистом с
императивной мощью, с ощущением огромных звуковых пространств.
Профессор В.Чинаев
© Classical
Records
|