послушать диск
С.В. Рахманинов родился в 1873 г. в
имении Онег близ Новгорода. Происходил он из
дворянской семьи; семья была очень музыкальна.
Прабабка композитора, М.А.
Рахманинова-Маманович, прекрасная музыкантша,
училась у лучших учителей того времени. Дед
Сергея Васильевича, Аркадий Александрович,
ученик Дж. Филда, был замечательным пианистом; он
сочинял романсы и фортепианные пьесы, участвовал
в частных концертах. Отец композитора Василий
Аркадьевич, по воспоминаниям одной из его сестер,
«часами играл на фортепиано, но не пьесы
известные, а Бог знает что, но слушал бы его без
конца...» Именно он был автором знаменитой польки,
транскрипция которой стала одним из
популярнейших «бисов» современных пианистов.
Сергей Васильевич начал учиться музыке в четыре
года, сначала у матери, затем у знакомой его
родителей, А.Д. Орнатской. Несмотря на то, что его
необычайная одаренность была всеми замечена,
Сергея готовили к поступлению в Пажеский корпус.
Однако судьба распорядилась иначе. Вследствие
широкого образа жизни В.А. Рахманинова
благополучие семьи было расстроено, родители
будущего композитора разошлись; о поступлении в
Пажеский корпус, весьма дорогое учебное
заведение, не могло быть и речи, и Сережу отдали в
Петербургскую консерваторию, в класс проф.
Демянского.
Будущий великий композитор оказался не очень
старательным студентом; учению он предпочитал
катание на коньках; любил также соскакивать с
конки на полном ходу и строить горки из досок
обеденного стола.
Большой радостью для Сережи было общение с его
любимой бабушкой, С.А. Бутаковой, с которой он
проводил летние месяцы; они вместе посещали
церковные службы, и будущий композитор
прислушивался к духовному пению, колокольному
звону новгородских церквей. Время, проведенное с
бабушкой, было счастливейшим в его детстве.
В 1885 г., по совету двоюродного брата Сергея, А.И.
Зилоти, известного пианиста и ученика Листа,
мальчика отправили в Московскую консерваторию и
определили его к Н.С. Звереву. В его доме
Рахманинов жил и воспитывался до 1889 г. Зверев не
только обучал своих питомцев игре на фортепиано;
он давал им разностороннее образование. Очень
важную роль играла атмосфера, царившая в доме:
там бывали интереснейшие люди, замечательные
музыканты, именно у Зверева Рахманинов впервые
встретился с П.И. Чайковским, А.Г. Рубинштейном.
В 1889 г. Рахманинов переходит на старшее отделение
консерватории - к А.И. Зилоти. Одновременно он
изучает специальные теоретические предметы
(контрапункт - у С.И. Танеева, фугу и свободное
сочинение - у А.С. Аренского). К этому времени
относятся и его первые композиторские опыты.
Рахманинов окончил консерваторию по классу
фортепиано (в 1891 г.) и композиции (в 1892 г.) с Большой
золотой медалью. Дипломной работой его была
опера «Алеко» (в 1893 г. поставлена в Большом
театре). Немалую поддержку молодому композитору
оказал П.И. Чайковский.
В эти годы Рахманинов сочиняет 1-й фортепианный
концерт, одночастное «Элегическое трио»,
Пьесы-фантазии op.3, Салонные пьесы op.10, романсы,
оркестровую фантазию «Утес». В 1893 г., потрясенный
смертью Чайковского, он за два месяца создает
бессмертное Элегическое трио «Памяти великого
художника».
В 1897 г. в одном из «Русских симфонических
концертов» впервые прозвучала Первая симфония
Рахманинова (дирижировал А. Глазунов). Симфония
не понравилась; во многом это было связано с
неудачным исполнением. Композитор очень тяжело
переживал этот провал, в течение трех лет он
почти ничего не писал. В эти годы Рахманинов
заинтересовался дирижированием, работал 2-м
дирижером Московской частной русской оперы.
Тогда же начинается его дружба с Ф.И. Шаляпиным,
которой суждено было продлиться много лет.
В 1900 г. написаны две части Второго фортепианного
концерта (2-я и 3-я). Композитор посвятил его
врачу-гипнотизеру Н. Далю, лечение у которого во
многом помогло ему преодолеть творческий кризис.
Концерт имел огромный успех; в 1901 г. дописана 1-я
часть.
В 1900-е годы Рахманинов создает оперы «Скупой
рыцарь» и «Франческа да Римини», кантату «Весна»,
Виолончельную сонату, Прелюдии op.23; позднее
появляются две фортепианных сонаты, Вторая
симфония, симфоническая поэма «Остров мертвых»,
Третий фортепианный концерт, Прелюдии op.32. В эти
годы Рахманинов много концертирует в России и за
рубежом; кроме сольных концертов, он выступает в
дуэте с виолончелистом А. Брандуковым и с Ф.И.
Шаляпиным. В 1904-06 гг. Рахманинов занимал пост
капельмейстера Большого театра.
Впрочем, интенсивная творческая работа сразу в
трех направлениях (музыкальный критик И. Липаев
сказал о нем: «С.В. Рахманинов жжет свою свечу... с
трех сторон: он творец, пианист и дирижер»)
тяготила Рахманинова-композитора. Отказавшись
возобновить контракт с Большим театром на третий
сезон, он говорил, что «чужая музыка ему мешает».
Период творческого расцвета продолжается до 1917
г. В это время появляются два цикла этюдов-картин
(op.33, 1911; op.39, 1917), вокально-симфоническая поэма
«Колокола», романсы op.38 (в их числе - знаменитый
«Вокализ»). Тогда же Рахманинов работает над
Четвертым фортепианным концертом, законченным
много позднее, в эмиграции. Концертная его
деятельность также очень интенсивна.
В декабре 1917 г. Рахманинов с семьей навсегда
покинул Россию. После нескольких месяцев,
проведенных в Скандинавии, он перебрался в США,
где и жил до конца жизни. Его композиторская
деятельность сокращается, и на первый план
выходит исполнительское творчество. Рахманинов
играл ежегодно по несколько десятков концертов.
Популярность его в США была поистине
колоссальной; его узнавали носильщики,
кондукторы в поездах, шоферы.
Рахманинов тяжело переживал вынужденный разрыв
с Россией. В одном из интервью он говорил: «Уехав
из России, я потерял желание сочинять. Лишившись
родины, я потерял самого себя. У изгнанника,
который лишился музыкальных корней, традиций и
родной почвы, не остается иных утешений, кроме
нерушимого безмолвия нетревожимых
воспоминаний».
В годы эмиграции был закончен Четвертый
фортепианный концерт (1926) одновременно созданы
«Три русские песни» для хора и оркестра. В 1931 г.
написаны «Вариации на тему Корелли», в 1934 г. -
«Рапсодия на тему Паганини». Затем появляются
Третья симфония (1935-36) и Симфонические танцы (1940).
Еще в России Рахманинов жертвует значительные
средства на благотворительность (в последние
годы перед отъездом - половину сбора с каждого
концерта). В США эта благородная (и тщательно им
скрываемая!) деятельность достигла огромных
масштабов. Он посылал в Россию продукты, деньги,
помогая музыкантам и ученым, художникам и
писателям, актерам, преподавателям (например, в
Москву были отправлены посылки во все без
исключения высшие учебные заведения). Большую
помощь получали от него и русские эмигранты. Во
время 2-й мировой войны он передавал средства в
Фонд обороны СССР, отправлял посылки советским
солдатам.
Рахманинов умер в 1943 г. в Беверли-Хиллс в
Калифорнии
© Classical
Records
|