Елена УЛЬЯНОВА родилась в 1972 году в крымском городе Саки.
Первым учителем музыки была ее мать, Лариса Ульянова. В дальнейшем училась в
Москве в Академии им. Гнесиных (класс профессора А.А.Александрова), в 1998 году
закончила аспирантуру Московской Государственной консерватории им. П. И.
Чайковского в классе профессора В. К. Мержанова, одного из крупнейших русских
пианистов ХХ века. В 1997 году стала дипломанткой Второго Международного
конкурса пианистов им. С. В. Рахманинова в Москве.
В репертуаре пианистки - произведения различных стилей и
эпох, множество виртуозных сочинений; помимо сольных программ, она исполняет
концерты Листа, Рахманинова, Грига, Прокофьева, Моцарта, Бетховена.
Елена много концертирует - в России, Корее, Нидерландах,
Румынии, Польше, Шотландии, Великобритании и Болгарии.
Ференц ЛИСТ (1811-1886), крупнейший композитор XIX столетия,
великий пианист и дирижер, культурный деятель, музыкальный просветитель.
Гениальный пианист, мастер, игра которого поражала и увлекала тысячи слушателей,
великий новатор, он стал истинным реформатором фортепианного искусства.
Все в его личности и творчестве было удивительно, многое -
противоречиво. Религиозный мистицизм сочетался у него со светскостью (сам
композитор говорил, что он "наполовину цыган, наполовину францисканец").
Несмотря на то, что он большую часть жизни провел вдали от родины (и даже не
владел венгерским языком!), всегда гордо считал себя венгерским художником и
мадьяром. Его любовь к искусству, вера в его высокое предназначение, не мешали
ему часто идти на уступки тем, чьи вкусы он презирал. Несмотря на свою славу,
восторженное почитание поклонников, он всю жизнь, в сущности, оставался
непонятым и одиноким. Его искусство, а также поистине достойная изумления
просветительская деятельность во многом изменили пути развития европейской
музыки.
Работа над "Трансцендентными этюдами" была начата в 1826 г.:
пятнадцатилетний композитор планировал написать 48 этюдов во всех тональностях.
Написано было двенадцать; первоначально их стиль напоминал стиль его учителя
Черни. В 1838 г. композитор сделал вторую редакцию, а в 1851 г. - третью,
названную "Этюды высшего исполнительского мастерства".
Этюд № 10 фа минор - героико-патетический по характеру,
несколько напоминает Аппассионату Бетховена и 4-ю Балладу Шопена. Об этюде
"Вечерние гармонии" замечательно писал Артур Фридхейм: "Вспоминаю один из уроков
на вилле д'Эсте, в Тиволи, близ Рима. Вечером я сел за рояль, собираясь играть
"Вечерние гармонии". Прежде чем я начал, он (Лист) подозвал меня к окну. Широким
жестом указал на небо, прорезанное косыми лучами заходящего солнца… "Сыграйте э
т о! - сказал Лист. - "Вот ваши Вечерние гармонии!"
“Форель” - одна из многочисленных транскрипций Листа. Листовские транскрипции -
нечто гораздо большее, чем просто дань моде того времени. Среди них обработки
песен Шуберта занимают особое место; на протяжении полутора веков они не
утрачивают своего очарования и своей популярности, практически все пианисты
включают их в свой концертный репертуар.
“Тарантелла”, написанная под впечатлением путешествия по Италии, была впервые
издана в 1861 г. в цикле “Венеция и Неаполь”.
Фантазия-соната "После прочтения Данте" вдохновлена образами "Божественной
комедии" (само название Лист позаимствовал у Виктора Гюго, написавшего
стихотворение с таким заглавием). Грозные тритоновые фанфары вступления словно
возвещают: "Оставь надежду, всяк сюда входящий!" Вихревое движение главной темы,
воплощающее страшную картину Дантовского ада, сменяется ликующими колокольными
звонами побочной. В разработке возбуждение нарастает; реприза становится мощным
апофеозом.
© Classical
Records
|