Виктор Александрович Полторацкий (1949-1985) - композитор и пианист, потомок дворянского рода Полторацких родился в 1949 в г. Тбилиси. Его прапрадед Марк Фёдорович Полторацкий, сын соборного протоиерея в г. Полтаве, за высокие достижения в музыке был пожалован императрицей Елизаветой Петровной потомственным дворянством и назначен директором Придворной певческой капеллы, которую возглавлял более тридцати лет до конца жизни. Он был первым русским артистом, выступавшем на оперной сцене в Италии и Петербурге наравне с прославленными итальянскими певцами.
Наследственная музыкальная одарён-ность композитора проявилась очень рано. Самым первым его педагогом была мать, замечательная пианистка, заслуженный педагог Грузии - Татьяна Викторовна Полторацкая, а уже с пятилетнего возраста он начал заниматься в Тбилисской ЦМШ по классу скрипки у проф. Б. Чиаурели. Но, когда обнаружились явные способности к композиции, рояль вытеснил скрипку, и в 7 лет мальчик был переведён на фортепианное отделение в класс заслуженного педагога Грузии Е. В. Чернявской и по композиции в класс Александра Шаверзашвили. После знакомства с Д. Б. Кабалевским, который был поражён незаурядным талантом юного пианиста и композитора, семья переехала в Москву, где занятия продолжились в Московской ЦМШ, а с 1966 г. - в Московской государственной консерватории у профессоров Т. П. Николаевой (фортепиано) и Д. Б. Кабалевского (композиция).
Композиторский дебют состоялся в 1968 году. Выдающийся дирижёр Б. Хайкин, под управлением которого Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения исполнил Симфониетту в 4-х частях, так охарактеризовал это выступление: "Это сочинение, созданное, когда автору было всего 16 лет, отмечено непосредственностью и свежестью мелодического языка, колоритностью использования оркестровых красок, изяществом и пластической гибкостью, настоящей свободой в развитии тематического материала".
Блестящий пианист-виртуоз, В. Полторацкий написал для фортепиано 24 прелюдии и фуги (ор.16, ор.17) - яркий вклад в жанр полифонии XX века; "Музыку отдыха", опусы 29 и 30 ("24 салонные пьесы") - синтез классической формы и джаза, сохранившиеся в авторском исполнении.
Полторацкий писал много инструментальных сочинений для своих друзей и коллег, как правило, по их заказу. Так, для Владимира Спивакова он создал скрипичный концерт, для братьев Валентина и Григория Фейгиных, с которыми В. Полторацкий много концертировал по России и за рубежом в качестве пианиста и записал множество ансамблей на студии "Мелодия", - фортепианное трио, а также виолончельные и скрипичные сонаты; для своей жены Ларисы Шилюк, ученицы основателя русской альтовой школы, профессора Московской консерватории В. В. Борисовского (1900 -1972) - альтовый концерт. По просьбе Борисовского были написаны аккомпанементы к трём сюитам М. Регера (ор.131) для альта соло, а 1-я Сюита специально оркестрована для Юрия Башмета. Для ансамбля солистов Большого театра Полторацкий написал концерт для тромбона и камерного оркестра - и многое другое.
Редкие душевные качества, незаурядная эрудиция, благородный ум в сочетании с удивительной простотой ярко проявлялись в его творчестве и привлекали к нему людей. Циклы пьес для детей отмечены ясностью и чистотой языка, "бисовки" для концертирующих друзей остроумны и ярки. Последние годы жизни и творчества связаны с камерным оркестром "Виртуозы Москвы", одним из создателей которого он был и для которого писал концертные пьесы, получившие широкую популярность (например, "Сувенир" - специально для В. Спивакова). Композитор сделал более 100 обработок, в том числе 24-х прелюдий Д. Шостаковича, которые были исполнены в Большом зале Московской консерватории в 1996 году.
Виктор Полторацкий скоропостижно скончался во время гастролей в г. Будапеште на 37-м году жизни.