Запись, представленная на диске, - результат творческого союза выдающихся музыкантов - композитора Михаила Коллонтая, скрипачки Елены Денисовой, дирижера Алексея Корниенко и Московского симфонического оркестра радио и телевидения. Их имена в последнее время приобретают все большую международную известность и значимость.
По глубине и серьезности поставленных задач творчество Михаила Коллонтая является одним из редких феноменов в современной культуре. Оно представляет собой предельную концентрацию художественного сознания на важнейших проблемах человеческого бытия и истории, которую композитор мыслит как взаимодействие божественного и человеческого начал. Его творческие концепции облекаются в высшей степени живые и конкретные музыкальные образы и отсылают к многослойным культурным кодам. Своеобразная система координат музыкального мира Коллонтая опирается на библейские сюжеты как на матрицы дальнейшей истории человечества.
На диске записаны три произведения: "10 каприсов на разрушение храма" для скрипки соло ор. 34а (1994), "Agnus Dei" для скрипки и симфонического оркестра ор. 48а (2001) и "День Господень" для симфонического оркестра ор. 54 (2006, 2008). Они ярко представляют темы, проходящие сквозь все творчество композитора. В центре их - религиозная идея возможности спасения души, дарованной Богом через вочеловечение, распятие и воскресение своего Сына - Иисуса Христа - Агнца Божьего. Именно фигуру Агнца композитор поставил альфой и омегой своего творчества. C ней связаны его размышления о судьбе человека и будущем человечества. Основное качество творческого мышления композитора - наличие нескольких планов действия, нескольких масштабов рассмотрения поступка отдельного человека: масштаба личной судьбы, масштаба судьбы народа, человеческой истории и Священной истории в ее эсхатологическом векторе, устремленном к вечности, вечной жизни. Композитор показывает, какие последствия может иметь отдельное событие и поступок, и как это отражается в нескольких слоях реальности.
В основе сочинения "Agnus Dei" - тема испытания веры и пример праотца Авраама, силы его веры, его готовности ради Бога пожертвовать самым дорогим - своим сыном, и ответная Божественная благодарность, распространенная на все человечество. Ассоциации с действиями другого библейского персонажа, возникающие в этом сочинении, указывают человечеству через пророка Моисея путь к спасению, выходу из рабства и освобождению от страданий - через жертвы и искупление - к новой жизни. В качестве центральной жертвы богочеловеческой истории выступает Агнец Божий, Иисус Христос, показывая всем путь к воскресению.
"День Господень" раскрывает другую сферу представлений композитора, являющуюся краеугольным камнем христианства - тему конца человеческой истории, представленную в религиозной литературе как явление Страшного суда. В творчестве Коллонтая в последние годы она занимает все большее место и приобретает невероятно современный смысл и значение. Если "Agnus Dei" - это указание на Спасителя как на искупительную жертву и предвидение из Ветхого завета Его первого пришествия, то в "Дне Господнем" Иисус Христос выступает не как Агнец, а как Судия в момент своего второго пришествия, предваряющего завершение земной истории человечества. И именно та часть человечества, которая не оценила божественной жертвы и любви, будет ниспровергнута и уничтожена. Человек сам отвергает путь к спасению, изменяя вере и, тем самым, лишаясь Божественной защиты. Но не картины гнева Господня, Его карающей десницы и гибели мира служат основой музыкального изображения, а, по словам автора, "мучительное ожидание грандиозного кризиса и окончание всех кризисов". В произведении можно услышать предостережение о возможной гибели цивилизации и плач над ее осколками, предвидение стонов погибающих, судорожных землетрясений и губительных вихрей. "День Господень" - это скорбь по прекрасному миру, сотворенному Богом, подаренному для любви и счастья, и уничтоженному человеком, отвернувшимся от Создателя. Не случайно в музыке изредка появляются аллюзии и тематические связи с любимыми композитором произведениями других авторов прошлого, в частности, с темой из Десятой симфонии Малера.
В "Десяти каприсах" гораздо более детально и даже буквально показаны картины гнева Божьего и пути, по которым человечество, пренебрегающее заповедями Господними, заходит в тупик, готовясь к трагическому и бессмысленному акту самоуничтожения. В Каприсах композитор выражает отношение к телу, как к храму души - божественного начала в человеке - и одновременно обозначает одну из острейших болевых точек современности: в символической форме рассматривает события нескольких последних десятилетий нашего времени. Каприсы - это реакция на многочисленные катаклизмы и катастрофы последних лет и попытка понять, выявить скрытый от обыденного сознания божественный смысл этих явлений. Попытка осуществляется через многогранные связи микро- и макрокосма - человеческой души, как единицы измерений всех процессов на земле, и далее переход на социальный уровень (церковная община, город, страна) и трансцендентный выход за пределы земной жизни. В "Десяти каприсах" выстраивается сложная система духовных аналогий: тело - человеческий организм, тело Христово - церковь, которой противопоставляется город как тело без души. В них также дана целая "энциклопедия грехов" (бесов, которых изгнал Иисус Христос из Марии Магдалины) и их последствий. В то же время, это произведение служит напоминанием о том, как связи между макро- и микрокосмом можно гармонизовать, и показывает последствия пренебрежения вечными, установленными в священных книгах способами соединения земного и божественного. В результате основной ошибки - исключения общения с Богом из сферы своих приоритетов - человек обрекает себя на гибель вместе с миром, который он сам выдумал и построил. В то же время, в девятом каприсе показано, как, даже находясь в самом плачевном состоянии, в каком пребывала Мария Магдалина до встречи с Иисусом Христом, искреннее обращение к Богу может возродить человеческую душу.
Три произведения дополняют друг друга и по-разному повествуют о кризисных состояниях духа, причинах их возникновения и способах их преодоления. Человеку, созданному по образу и подобию Божьему, изначально дана способность божественной любви - ее лучшие примеры можно видеть в житиях святых. От отношения человека к акту божественной любви - искуплению Агнцем наших грехов - в конечном итоге, и зависит спасение души. Любовь Бога к человеку - это не только искупление грехов, но и идеальный образец для земной жизни, которая должна по еще сформулированному Моисеем и обновленному Иисусом закону проявляться в милости людей друг к другу. Отречение от любви и веры - причина несчастий, источник греха и преступлений, которое в итоге ведет к плачевному концу - погибели души, а в общей массе способно привести к гибели всего человечества под тяжестью своих грехов.
Драматичности и остроты музыкального высказывания Коллонтай достигает с помощью многообразного, раскрепощенного, индивидуального и современного музыкального языка. Поразительная изобретательность, виртуозность в выборе музыкальных средств зачастую приводит к созданию им музыкальных авторских формул иероглифического свойства. Эмоциональность и непосредственность выражения, личное отношение автора к избранным темам для творчества отделяет его от цитатной или ассоциативно-аллюзивной манеры традиционной духовной авторской музыки, которая имеет иное предназначение (музыкальное дополнение и оформление церковных действий или напоминание и изображение их). У Михаила Коллонтая создается полнота и исчерпывающая музыкальная самодостаточность выражения, которая подчеркивает реальную и прямую (а не отстраненно-опосредованную) апелляцию к изображаемым в музыке событиям.
Перед исполнителями подобных произведений стоят непростые задачи - требуются не только неординарные профессиональные, но и развитые духовные качества. Не каждый музыкант отважится на исполнение произведений Коллонтая. Елена Денисова и Алексей Корниенко оказались способными не просто сыграть, а донести всю полноту содержания текстов Коллонтая до слушателя.
Точной и многогранной исполнительской трактовке Е. Денисовой и А. Корниенко способствовал предыдущий опыт общения с композитором.
Коллонтая и Корниенко судьба свела еще в годы учебы в Московской консерватории, где оба музыканта получали образование как пианисты (Коллонтай получал еще и композиторское образование). Дирижированию Алексей Корниенко учился в Харькове. Через несколько лет планировалось их совместное исполнение фортепианного концерта, однако оно не осуществилось. В дальнейшем общение привело к сотрудничеству Корниенко с Коллонтаем, как с композитором.
Елена Денисова окончила Московскую государственную консерваторию по классу скрипки. С ней Коллонтая связывает осуществление многих творческих идей. Твердый духовный стержень скрипачки, ее энергия, феноменальные исполнительские технические способности, воля и бесстрашное отношение к новым, неизвестным и сложным творческим задачам, богатейшая музыкальная эрудиция, опыт и творческая восприимчивость сделали ее незаменимым на сей день интерпретатором скрипичных сочинений Коллонтая. Кажется, что для нее нет непреодолимых препятствий, потому что ее отличает способность покорять неизвестное.
Совместная работа Денисовой и Коллонтая началась с исполнения Скрипичной сонаты ор.14а. В качестве исполнительницы Елену порекомендовал Алексей Корниенко (в то время они уже стали мужем и женой). Затем произошло феноменальное исполнение Еленой трех из "Шести библейских сонат", (одна из которых называется "Агнец"), а впоследствии запись всех сонат на диск с органистом Йенсем Кристенсеном (Kontrapunkt, Е 10809).
Цикл каприсов Коллонтая вырос из идеи Елены собрать в одном диске каприсы разных современных авторов для скрипки соло (Talking Music, TalkM 1005).
Другая страница их сотрудничества - "Партита-завещание" Коллонтая для скрипки соло, записанная на компакт-диск вместе с Партитой И.-С. Баха (EtCetera Records, ETC 1236).
Алексей Корниенко был исполнителем Первого фортепианного концерта Коллонтая. Неуклонная работа над собой и духовный рост этого серьезного музыканта, богатейший опыт интерпретации композиторов трех последних веков, демонстрирующий отточенность, вдохновение и стилистическую ясность, художественное осознание важнейших проблем современности в итоге позволяют Корниенко воплощать грандиозные музыкальные драмы, к числу которых относятся и произведения Коллонтая.
После переезда Денисовой и Корниенко в Австрию Коллонтай, благодаря им, получал стимулы к сочинению и заказы многих своих произведений. Таким образом, появились и были исполнены "Десять слов Мусоргского на смерть В. Гартмана", новая редакция оперы "Каменный гость" Даргомыжского, каденция к скрипичному концерту Бетховена. Упомянутые 10 каприсов благодаря Елене оформились в единый проект. И, наконец, вполне закономерно появление и посвящение Елене и ее мужу - Алексею Корниенко, скрипичного концерта "Agnus Dei".
Во многом благодаря Елене и Алексею возникли и грандиозные "День Господень" и пока не исполненная оратория "Дом Господень".
Стоявший перед исполнителями образец божественной любви, сконцентрированной в образе Агнца, - не абстракция, а ориентир для земной деятельности и для всей нашей земной жизни в целом. Не случайны строки из письма к Алексею Корниенко: "Та жертва, о которой говорится в Библии, и о которой я размышляю в "Agnus Dei", - это жертва любви. Брак вообще являет зримый образ любви, любви, в конечном итоге, жертвенной"…
Ирина Иванова
Есть вопросы по CR-149. Михаил Коллонтай. Agnus Dei?
Вы можете задать нам вопрос(ы) с помощью следующей формы.