“Ее исполнение отличает прекрасное звучание инструмента, удивительное богатство красок, тонкость фразировки, блестящая техника, яркий темперамент“.
Максим Шостакович
“Ирина Чуковская - ярко одаренная пианистка. Ее игра привлекает незаурядной виртуозностью, звуковой культурой и подлинным артистизмом. Ей подвластна музыка различных стилей и направлений“.
Мстислав Ростропович
“Чуковская сочетает потрясающую технику со страстной и поэтичной музыкальностью. Ее репертуар огромен; ее выступления часто становятся откровением“.
Давид Гилберт, профессор Manhattan School в Нью-Йорке, главный дирижер Greenwich Orchestra
“Безудержная страстность в ее игре сочетается с точным контролем. Один из секретов - ее богатая индивидуальность, цельность творческой натуры, безукоризненная точность“.
Greenwich News, CT
“Фразировка, нюансировка в ее игре необыкновенно выразительны, даже в те моменты, когда технические сложности могли бы отвлечь внимание менее значительного артиста“.
Ridgefield Press, CT
Ирина Чуковская родилась в Ташкенте в семье музыкантов. Уже в семь лет она ездила в турне с оркестром по Узбекистану, а в тринадцать дала свой первый сольный концерт.
Ее первым педагогом в Ташкенте была Т.А. Попович; затем, в Москве, Ирина Чуковская обучалась у Веры Горностаевой. Будучи ученицей ЦССМШ, она много выступала как солистка и с различными оркестрами; играла с такими дирижёрами, как Евгений Колобов, Израиль Гусман и др. В Московской консерватории она училась у Станислава Нейгауза и Веры Горностаевой, в аспирантуре – у Дмитрия Башкирова. Позднее посещала класс профессора Теодора Летвина в Америке.
В 1980 году Ирина Чуковская стала лауреатом международного конкурса имени Ф. Шопена в Варшаве.
С 1985 она – солистка Московской фил
армонии. Её гастроли с сольными и симфоническими концертами проходили по России и за рубежом: в Польше, Югославии, Венгрии, Италии, Франции, Греции, Израиле, США, Канаде, Южной Корее, Тайване. Она выступала со многими крупнейшими дирижёрами, в их числе Юрий Симонов, Вахтанг Джордания, Максим Шостакович, Алексей Гуляницкий, Казухико Комацу, Давид Гилберт, Януш Ковач, Владимир Понькин, Сергей Скрипка, Пьер-Доменик Поннелль. В её репертуаре – более 40 концертов с оркестром.
С 1991 по 1997 гг. карьера Ирины Чуковской бурно развивалась в США. Дебют Ирины в Америке состоялся в 91-м году в качестве солистки New Orleans Symphony Orchestra под руководством Максима Шостаковича и снискал восторженные отзывы критиков.
Будучи солисткой Community concerts Inc. (отделения Columbia - Artist Management) И. Чуковская много гастролировала по США и странам Европы. Участвовала в престижных музыкальных фестивалях.
Вернувшись в Россию, пианистка продолжает интенсивную концертную деятельность, сочетая её с преподавательской работой. В течение шести лет она была ассистентом профессора Л. Н. Наумова в Московской Государственной Консерватории имени П. И. Чайковского. В настоящее время - доцент Российской Академии Музыки имени Гнесиных.
В её репертуаре – классическая и романтическая музыка (Моцарт, Бетховен, Шопен, Шуман, Шуберт, Лист), произведения импрессионистов, испанских композиторов (Де Фалья, Альбенис, Гранадос), много внимания уделяет и современной музыке (Шостакович, Уствольская, Коллонтай).
Игорь Карпинский
Mихаил Коллонтай (1952, Москва) закончил Московскую Государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу фортепиано и композиции. После окончания консерватории он совмещает деятельность композитора, концертирующего пианиста и педагога.
Творчество М. Коллонтая охватывает самые разнообразные жанры: опера “Капитанская дочь” (написана по заказу Большого театра к юбилею А. С. Пушкина), три симфонии, в том числе монументальная симфония “Катехизис“, хоровые опусы, среди которых значительное сочинение - Реквием “Да минует нас чаша сия“. Многообразна инструментальная и вокальная музыка в сопровождении камерных ансамблей. Оригинальное по замыслу трио “Десять слов Мусоргского на смерть В. Гартмана“ снискало успех за рубежом. Музыка М. Коллонтая звучит в Англии, Австрии, Германии, Франции, США, многие опусы записаны на CD. Концерт для альта с оркестром был удостоен премии им. Д. Д. Шостаковича.
М. Коллонтай - один из самобытных композиторов своего поколения. Он поднимает пласты староцерковной музыки. Струнный квартет “Похвала Пресвятой Богородице“ - одно из самых глубоких произведений в современном камерном жанре.
М. Коллонтай - создатель ярких концертных сочинений для фортепиано. Среди них - цикл “Семь романтических Баллад“, отличающийся большой сложностью и требующий большого исполнительского мастерства. Он написан в 2000 году по заказу пианистки Е. Кушнеровой, которой и посвящен. Хотя композитор и назвал их Романтическими, но по стилю Баллады очень современны. В письме к исполнителям автор дает подробные комментарии к каждой Балладе, показывая, как родились образы этих произведений. Они навеяны письмами Мериме к Тургеневу, которые и возбудили фантазию композитора: “В письмах Мериме несколько раз упоминаются русские литературные произведения, и почти все эти фрагменты я использовал. То есть я прочитал прозу как бы глазами Мериме, мне было интересно, что же он там видел, будучи французом, пусть и очень открытым к России”.
Олеся Тутова
Афоризмы - загадочное, исполняемое крайне редко и потому особенно интересное для истинных любителей музыки сочинение Шостаковича. Молодой композитор писал эту сюиту с 25 февраля по 7 апреля 1927 года. У каждой миниатюры было тщательно обдуманное название, но придумать общее обозначение для всех пьес цикла Шостаковичу не удавалось, и он обратился за советом к музыковеду Болеславу Яворскому. Тот предложил “Афоризмы”.
Афоризм, как известно, - лаконичное высказывание, отточенное выражение мысли. В пьесах Шостаковича музыка, словно нарочно, противоречит названиям. “Похоронный марш“ начинается не с траурной погребальной поступи, а с бодренькой фанфары. В “Ноктюрне” нет ни традиционной “кантабильной” мелодии, ни соответствующей фактуры. В “Пляске смерти” средневековый мотив “Dies irae” звучит в ритме легкомысленного вальсочка… И так далее.
Всё это производит впечатление “афоризмов наоборот”, и, может быть, этой музыке больше подошло бы название “Парадоксы”.
В написанном в том же 1927 году малоизвестном комментарии к этому опусу Шостакович ещё больше запутывает дело. “Я задумал их в Берлине в начале февраля, ложась спать, - рассказывает он. - Я много думал тогда об одном законе природы, и это дало мне толчок к сочинению “Афоризмов”, которые охвачены одной идеей. Какова эта идея, я сейчас не хочу говорить”.
6 мая 1927 года композитор послал рукопись Яворскому, сообщая ему следующее: “Сюиту свою я кончил и назвал (чтя Ваши слова) “Афоризмами”. Сочинил я всего 12. Два из них выбросил в помойку… Я одинаково хорошо отношусь ко всем номерам, но особенно люблю “Легенду” и “Колыбельную”.
Дерзкие пародийно-гротескные миниатюры юного гения содержали много ярких прозрений о путях будущего развития музыки и, несмотря на новизну, имели успех и некоторую популярность. Известный артист Большого драматического театра Владимир Максимов даже сделал такой эстрадный номер: читал под эту музыку стихи. Сегодня “Афоризмы” возвращаются к слушателям.
Манашир Якубов
© Classical
Records