Этот диск
предоставляет слушателю замечательную возможность - услышать три "русских"
концерта (два из них крайне редко звучат в концертных залах) в исполнении трех
русских пианистов. Три сочинения представляют в общем три поколения русских
композиторов конца 19 - начала 20 вв.
П.И. Чайковский. Концертная фантазия для фортепиано с оркестром соль
мажор, op.56. Концертная фантазия написана в 1884 г. К этому времени Чайковский уже был
автором двух из трех его фортепианных концертов. Первый замысел возник в апреле
1884 г.; собственно работа над Фантазией началась летом и была закончена 4
сентября 1884 г. Фантазия посвящена Софии Ментер. Она была впервые исполнена 22
февраля 1885 г. в Москве; солистом был С.И.Танеев, за дирижерским пультом стоял
М.М.Эрдмансдерфер. По свидетельству Модеста Чайковского, брата композитора, Фантазия
"скроена из остатков", иными словами, материалов, первоначально
предназначавшихся для других сочинений (прежде всего Третьей сюиты). В фантазии
две части. Первая часть, Quasi rondo, - своего рода синтетическая форма,
объединяющая принципы рондо и сонаты. Она содержит чрезвычайно протяженную
каденцию солиста импровизационного характера, полную виртуозного блеска и ярких
колористических решений. Вторая часть, "Контрасты", представляет собой
вариационный цикл; пять разделов этого цикла также объединены идеей рондо.
Согласно первоначальному замыслу, эта часть должна была стать первой частью
Третьей сюиты.
А.Н. Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром фа диез минор, op.20.
Концерт для фортепиано с оркестром создан в 1896 г. Известно, что в
середине осени Скрябин принес первые две части (финала еще не было) С.И.Танееву,
который дал ему несколько советов технологического свойства. Танеев высоко
оценил новое произведение. В 1897 г. концерт был оркестрован. А.К.Лядов,
Н.А.Римский-Корсаков, С.И.Танеев принимали большое участие в творческой судьбе
молодого композитора, оказали ему помощь с оркестровкой.
Концерт впервые исполнен 11 октября 1897 г. в Одессе автором и
В.И.Сафоновым. Сафонов писал об огромном успехе нового произведения своего
ученика. Первые отзывы одесских критиков были не слишком благожелательны;
упрекали в чрезмерном подражании Шопену, не понравилась инструментовка и даже
исполнение.
В этом сочинении бесспорно чувствуется близость к творчеству любимого
композитора Скрябина в те годы, - Шопена. Можно заметить и некоторое влияние
музыки Рахманинова, товарища Скрябина по консерватории. Однако в Концерте
несомненно чувствуется уже неповторимый скрябинский стиль.
А.К. Глазунов. Концерт для фортепиано с оркестром си мажор, op.100.
А.К.Глазунов - один из наиболее крупных русских композиторов конца 19 -
начала 20 вв.. В его творчестве заметна тенденция к синтезу разных направлений в
русском музыкальном искусстве: в нем соединяются полифоничность мышления
С.И.Танеева, образность композиторов-кучкистов, некоторые черты лирической
мелодики П.И.Чайковского. Стилю Глазунова присущ известный академизм. Однако его
музыка полна ярких, сочных красок и отличается, по выражению Ю.Келдыша,
"здоровым полнокровием", "внутренней законченностью и единством". Глазунов - автор восьми симфоний и множества иных симфонических
произведений, семи струнных квартетов, трех балетов, ставших важнейшей вехой в
развитии русского балетного искусства (особенно популярна "Раймонда", и по сию
пору являющаяся украшением репертуара наиболее крупных балетных трупп). Он также
написал два фортепианных и один скрипичный концерт (он особенно известен),
Concerto ballata и две пьесы для виолончели с оркестром и концерт для саксофона
с оркестром.
Второй фортепианный концерт был задуман еще в 90-е годы, однако этот
замысел нашел свое воплощение лишь к 1917 г. В этом сочинении композитор во
многом продолжает традиции, идущие от "Могучей кучки", и, в частности, Н.А.Римского-Корсакова, своего учителя, оказавшего на творческое становление
Глазунова огромное влияние.
Никита Фитенко родился в 1968 году в Ленинграде. С отличием окончил
Петербургскую консерваторию. С 1993 живёт в США, где получил дипломы магистра и
доктора искусствоведения в Университете Северного Техаса. Выступал с концертами
в США, Германии, Франции Финляндии, Словакии, Греции, Южной Корее, Чили и в
бывших республиках СССР. Играл со многими оркестрами, среди которых оркестр
Капеллы, оркестр Государственного Эрмитажа, оркестр Петербургской консерватории,
Национальный оркестр Республики Словакия, а также коллективы штатов Техаса и
Луизианы. Лауреат международных конкурсов - имени Бетховена (Мемфис, США),
Международного конкурса молодых исполнителей (Хьюстон, США), а также обладатель
специального приза на Международном конкурсе пианистов в Минске. В 1999 и 2000
годах записал три компакт диска полного собрания сочинений Георгия Свиридова и
Сергея Слонимского на фирме Altarus. С 2001 года преподаёт в Государственном
университете штата Луизианы. С 2002 года является директором Международного
фортепианного конкурса и фестиваля в штате Луизиана.
Александр Тютюнов родился в Витебске в Белоруссии. С шести лет учился в
Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, которую закончил с
отличием. Позднее учился и получил дипломы с отличием в Минском Музыкальном
Колледже, Северо-Техасском Государственном Университете, и в Белорусской
Академии Музыки. Как исполнитель, Александр Тютюнов является победителем
нескольких национальных и международных конкурсов. В дополнение к его
многочисленным выступлениям на радио и телевидении, он постоянно концертирует
как солист, а также с симфоническими оркестрами в странах бывшего Советского
Союза, в Европе, Китае, Мексике и США. Среди его недавних записей на компакт
дисках - Фортепианный Концерт Питера Сакко с Чешским Национальным Симфоническим
Оркестром. Александр завершает работу над проектом по контракту с фирмой Альтарус Рекордс, результатом которого будет запись полного собрания сочинений
для фортепиано Льва Абелиовича. Другие записи выходили также на таких фирмах как
АУР, Брависсимо и Олбани Рекордс. В настоящее время Александр Тютюнов является
профессором фортепиано Южно-Орегонского Государственного Университета и
профессором в резиденции Государственного Университета в Джуно, Аляска. Тютюнов
- один из основателей и вице-директор Американо-Китайского Международного
Фортепианного Институтa в Ченгду, Сичуань. Он также часто приглашается в
качестве члена жюри на различные конкурсы и фестивали.
Екатерина Зайцева родилась в 1976 году в Москве. После окончания первого
курса училища при Московской консерватории, переехала в США, где с отличием
окончила Университет Северного Техаса по классу фортепиано, а затем получила
диплом магистра музыки в университете Далласа, штата Техас, по классу Йокина
Ачукарро. Выступала в таких известных залах, как Кеннеди Центр (Вашингтон),
Стейнвей-Холл (Даллас), Рахманиновский зал и Малый зал Московской консерватории,
гастролировала в Германии, Люксембурге, Франции, Южной Корее. В 2001 году была
удостоена чести играть для короля Испании Хуана Карлоса на открытии музея
искусств в Далласе. Выступала со многими оркестрами в США, среди которых -
Даласский камерный оркестр и оркестры штатов Орегон, Арканзас, Техас и Луизиана.
Лауреат национальных конкурсов в США. С 2003 преподаёт в колледже штата
Луизианы.
Марлан Карлсон является деканом музыкального факультета Орегонского
Государственного Университета и главным дирижером Симфонического Оркестра в
Корвалисе, США. Он защитил свою докторскую диссертацию в Консерватории Истмана в
Нью-Йорке и был удостоен грантов Фулбрайта и Данфорса. За свою профессиональную
карьеру он работал первым альтистом Гейдельбергского Государственного Оркестра,
Лондонского Симфонического и Токийского Оркестра Метрополитен. В 1988-1990
Марлан Карлсон являлся региональным директором Орегонскoго Образовательного
центрa в Штутгарте, Германия. Тогда же он дирижировал Хохенхаймским Духовым
оркестром, играл в Штутгартском Баховском Оркестре. В качестве представителя
Орегонского Государственного Университета, Карлсон жил и работал в Лондоне,
Кельне, Сиене и Анжерe. В 2000 советом директоров колледжа искусств Доктору
Кaрлсону было присвоено звание деятеля дружбы народов и Знак Отличия. По
результатам успехов его гастрольных поездок в Китай, в 2001 году Марлан Карлсон
был назначен Постоянным Почетным Дирижером Симфонического Оркестра Хейнаньской
Провинции в Женьжоу в Китае. В течение последнего концертного сезона он также
дирижировал оркестрами в Тяньжинe (Китай) и Лундe (Швеция).
© Classical
Records
|