Фортепианное творчество выдающегося польского композитора Кароля Шимановского
(1882-1937) стало ярким явлением фортепианной музыки XX века. Будучи человеком
редкой эрудиции и высочайшей культуры, Шимановский стремился в своем творчестве
к синтезу традиций различных национальных культур. Огромную роль в этой позиции
художника сыграли принципы, которые он воспринял в юности в России и которые
оказали влияние на весь процесс его творчества в дальнейшем. Шимановский родился
в Тимошовке, поместье польских помещиков Корвин-Шимановских, расположенном в
Киевской губернии. Зиму семья Шимановских проводила в Елизаветграде (Кировоград
в советское время), где дети посещали реальное училище и музыкальную школу
Густава Нейгауза. Семья Шимановских была связана родственными узами со
знаменитыми русскими пианистами - Нейгаузом, Блуменфельдом, Таубе, наверное,
поэтому интерес композитора к фортепианному творчеству проявился с юных лет. С
1901 по 1905 год Шимановский брал частные уроки в Варшаве у известных
профессоров Завирского и Носковского. После блестящей премьеры Второй симфонии и
Второй сонаты на рубеже 1911 - 1912 годов в Вене издательство Universal Edition
заключило с Шимановским многолетний контракт, послуживший широкому признанию его
музыки.
Творчество Шимановского 1913 - 1919 годов отразило эстетику символизма,
его отличает также подчеркнутая декоративность звучания, характерная для стиля
модерн. Большое влияние на творческие поиски Шимановского в эти годы оказали
впечатления, полученные в путешествиях по Италии и Ближнему Востоку. После
возвращения в Тимошовку из путешествия по северной Африке Шимановский вынужден
был остаться в России. Несмотря на войну, до 1917 года композитор вел образ
жизни мирного времени. Зиму он проводил в Киеве, где семья снимала дом в центре
города. Его произведения, написанные в эти годы, впервые прозвучали и получили
признание именно в России. Асафьев, Мясковский, Прокофьев, Зилоти, Кусевицкий,
Рахманинов, Глиэр - далеко неполный перечень музыкантов, давших произведениям
Шимановского высочайшую оценку. Революция принесла крушение налаженного быта и
творческих планов, однако, когда в Елизаветграде окончательно установилась
советская власть, Шимановский начал выступать вместе с Генрихом Нейгаузом на
концертах. В июне 1918 года Шимановскому удалось связаться с директором
издательства Universal Edition Эмилем Херцка, который предложил Шимановскому
переехать в Вену. Неопределенное положение семьи, которая должна была остаться в
Елизаветграде, привело к отказу от этого предложения. Лишь в конце 1919 года
перед Шимановским открылась возможность возвращения в Польшу. В Россию он смог
вернуться только с авторскими концертами в 1933 - 1934 годах...
Фортепианные произведения последних "русских" лет, представленные
на диске, были написаны в Тимошовке и впервые исполнены в России.
Замысел
триптиха поэм "Метопы" (1915) возник у Шимановского под впечатлением увиденных
на Сицилии барельефов - метоп из античного храма в Селинунте на Сицилии. Сюжеты
триптиха связаны с героинями "Одиссеи" Гомера - сиренами, нимфой Калипсо и
дочерью царя феаков Навзикаей. Поэмы посвящены женщинам, окружавшим Шимановского
в те годы - Лоле Ростишевской, Анне Шимановской, Марианне Давыдовой.
Значительное место в творчестве Шимановского занимает триптих
"Маски", написанный в 1916 году. Пьесы посвящены выдающимся пианистам -
исполнителям сочинений композитора: юному русскому пианисту Саше Дубянскому,
впервые исполнившему цикл в Петрограде 12 октября 1916 года; Гарри (так
Шимановский называл своего кузена) Нейгаузу и Артуру Рубинштейну. В "Масках"
Шимановский обратился не только к излюбленной им культуре Востока, но и к двум
популярнейшим рыцарским образам, несущим в романтическом искусстве характер
символов. Повышенный эмоциональный накал и предельное обострение контрастов
позволяют характеризовать цикл как пример музыкального экспрессионизма.
Двенадцать этюдов, сочиненные в 1916 году и посвященные
французскому пианисту Альфреду Корто, отличаются оригинальной композицией
этюдов-"эскизов", которые образуют монолитный цикл. В польской фортепианной
музыке этот опус является первым произведением, очерчивающим круг проблем
современного пианизма.
Третья соната (1917) посвящена русскому пианисту и дирижеру Александру Зилоти, готовившему премьеры произведений Шимановского. Летом 1918 года Третью
сонату впервые исполнил в Киеве Генрих Нейгауз. Благодаря Нейгаузу копия
рукописи этого сочинения уцелела и затем была передана в Вену.
Ольга Собакина
Ольга Собакина окончила РАМ им. Гнесиных в 1991 году по классу профессора
Л.Б. Булатовой, в 1995 году - стажировку МГК им. П.И. Чайковского под
руководством профессора В.К. Мержанова. Выступала с сольными программами, а
также с оркестрами в городах России и Польши. Участвовала в международных
фестивалях во Франции, Польше, США, Финляндии; награждена призами международного
конкурса пианистов им. Клода Кана и международного фестиваля France Piano
International в Париже. Записывалась для радио и TV Польши, на компакт-диски,
выступала с авторскими программами, посвященными польской музыке на радио. В
репертуаре пианистки - более 30 концертов и 20 сольных программ, включающих
музыку разных стилей. Значительное место в нем занимает музыка Шимановского.
Польские критики отмечали в исполнении произведений Шимановского Ольгой
Собакиной "исключительное мастерство, огромную музыкальность и мудрую
интерпретацию", подчеркивая, что "пианистка имеет смелость любить музыку
Шимановского, либо неизвестную полякам, либо ими не понятую". Пианистка -
кандидат искусствоведения (2004), автор многих научных статей, опубликованных в
России и Польше, а также исследования "Стилистика фортепианных произведений
Кароля Шимановского".
© Classical
Records
|