Имя Софроницкого было и
остается всемирным.
М.В. Юдина.
Владимир Владимирович Софроницкий родился 8 мая
1901 г. в Петербурге. С 1903 г. семья жила в Варшаве;
там будущий великий пианист начинал свое
музыкальное образование у А. Лебедевой-Гецевич,
ученицы Николая Рубинштейна. С 1910 г., по совету А.
Глазунова, Вова Софроницкий занимается у
известнейшего польского пианиста А.
Михаловского, замечательного интерпретатора
произведений Шопена.
После возвращения семьи в Россию Софроницкий
поступает в Петроградскую консерваторию к
профессору Л. Николаеву.
Это было интереснейшее время! В те годы в
консерватории учились такие выдающиеся
музыканты, как М. Юдина, Д. Шостакович. В числе
студентов была и Е.А. Скрябина, старшая дочь А.Н.
Скрябина, ставшая женой Софроницкого в 1920г.
Еще будучи студентом, Софроницкий много
концертирует; после окончания консерватории в 1921
г. он выступает не только в Ленинграде, но и в
Москве, ездит с концертами в Баку, Саратов, Тифлис,
Одессу и другие города, играет с Персимфансом.
Популярность его растет; в числе поклонников
пианиста - А. Глазунов, К. Чуковский, В. Каратыгин,
В. Мейерхольд.
В 1928 г. Софроницкий уезжает за границу. Он дает
один концерт в Варшаве, затем отправляется в
Париж, где живет почти два года.
В Париже Софроницкий много и успешно
концертирует; публика и музыкальные критики
принимают его восторженно. Он встречается с С.
Прокофьевым, Н. Метнером. Лето 1929 г. Софроницкий
провел на побережье океана, в Сен-Пале-сур-Мер.
В январе 1930 г. Софроницкий вернулся в Россию. Уже
в марте 1930 г. он выступает в концерте Персимфанса
в Москве. За этим концертом следует множество
других, с разными программами. Репертуар
пианиста значительно расширяется, в нем
появляются новые произведения Прокофьева,
Дебюсси, Равеля, Пуленка; больше внимания
уделяется классикам - Баху, Моцарту, Бетховену;
огромный интерес вызывает музыка Шуберта. Но, как
и прежде, основу его огромного репертуара
составляют романтики - Шуман, Шопен, Лист... И,
конечно же, Скрябин. «С юных лет, через всю жизнь и
до конца радостно пронесу свою любовь к нему.
Живую, неизменную, непоколебимую. Жизнь, свет,
борьба, воля. Вот в чем истинное величие
Скрябина», - говорил Софроницкий незадолго до
смерти.
В исполнении Скрябина ему не было равных. «Его
сфера, его стихия - музыкальный микрокосм
Скрябина... Всю скрябинскую музыку, порой словно
претворяющуюся в эфир, в огонь действительно
жгучий, в мрак действительно черный, Софроницкий
передает великолепно. Это настоящий художник
фортепиано... Он завораживает аудиторию», - так
отзывался о его игре В. Коломийцев. Другой
музыкальный критик, известнейший В.Каратыгин,
писал: «Иные моменты звучат под пальцами
даровитого пианиста очень похоже на ту манеру, в
которой исполнял свои произведения сам Скрябин,
причем допускаемая Софроницким детальность и
дробность контрастов... нисколько не вредят...
цельности и стройности общего плана.
Импрессионизм частностей при каком-то строгом и
мудром классицизме в трактовке целого!»
Публика восторженно приветствует своего кумира.
По отзывам, игра Софроницкого стала еще
совершеннее, еще глубже, ярче, проникновеннее.
Концертная деятельность его в эти годы очень
интенсивна, он гастролирует во многих городах
СССР, постоянно играет в Ленинграде и в Москве.
Особенно памятным стал концертный сезон 1937-38 гг.;
пианист за семь месяцев сыграл двенадцать
концертов, в которых исполнил лучшие
произведения мировой фортепианной литературы от
Букстехуде и Генделя до Шостаковича и
Кабалевского.
С 1936 до 1941 г. он преподает в Ленинградской
консерватории.
Первые военные месяцы Софроницкий провел в
Ленинграде. Как все блокадники-ленинградцы,
голодал и холодал, помогал тушить пожары,
пережидал бомбежки в подвале (это был подвал
Театра им. Пушкина, в здании которого в то время
жил Софроницкий). Но, несмотря на страшные
лишения блокады, несмотря на голод и холод, он
продолжал давать концерты. Об одном из этих
концертов, состоявшемся в декабре 1941 г., он
вспоминал: «В театре им. Пушкина было 3 градуса
мороза. Слушатели, защитники города, сидели в
шубах. Я играл в перчатках с вырезанными
кончиками пальцев. Но как меня слушали и как мне
игралось! Как драгоценны эти воспоминания!».
Лишь в апреле 1942 г. удалось переправить
Софроницкого на самолете в Москву. Еще не вполне
оправившись от истощения, он возобновляет
артистическую деятельность; уже 26 апреля, через 2
недели после приезда, состоялся концерт в Зале им.
Чайковского. По воспоминаниям М. Юдиной, «первые
его концерты воспринимались как чудо
воскресения из мертвых, «зримое чудо».
И снова Софроницкий много, подвижнически
работает, играет по 20 концертов за сезон,
выступает во всех крупнейших залах Москвы (чаще
всего - в Большом, а позднее - в Малом зале
консерватории и в Зале им. Чайковского) особое
значение и для артиста, и для публики имеют
концерты в Музее им. Скрябина. После войны, в 1946г.,
он выступает в Потсдаме; в дальнейшем, кроме
концертов в Москве и Ленинграде, гастролирует в
Киеве. Отношение к нему публики было самое
восторженное; каждый концерт становился
откровением, праздником, чудом. При этом, по
воспоминаниям современников, «Владимир
Владимирович любил свою публику не меньше, чем
она его» (В.В. Подольская).
Не оставлял Софроницкий и преподавания; с осени
1942 г. он - профессор Московской консерватории.
В.В. Софроницкий не прекращал артистической
деятельности до самой смерти. Он умер в 1961 г.
© Classical
Records
|